Нынешней весной в рамках государственной программы «Большая стройка» на улице Кутузова возобновились ремонтные работы стоимостью в 20 млн. гривен. На отрезке между перекрёстками с улицами Белгород-Днестровской и Школьной уже заасфальтированы тротуары, заменены водопроводные трубы, идёт ремонт проезжей части. Журналисту Бессарабского медиахолдинга довелось стать свидетелем преображения этого уголка Измаила и хотелось бы поделиться с читателем первыми впечатлениями от обновлённой улицы. Для начала вкратце вспомним предысторию начинания.
Два с половиной года назад, в феврале 2018-го, в «сердце» старого Измаила начались перемены: стартовал ремонт улицы Кутузова, соединяющей город с районом крепости. Первым делом рабочие вырезали около сотни здешних деревьев и кустарников, шокировав жителей «частоколом» из обрубков софор. Официальные запросы журналистов и общественников на предоставление информации о происходящем встретили решительный отказ: «Не ваше дело».
Весной 18-го «зелёное побоище» продолжили: брёвна с листьями полетели на землю аккурат в «период тишины», установленный украинским и европейским природоохранным законом, когда запрещено беспокоить диких птиц и животных. Несколько устных и письменных обращений граждан в патрульную полицию и в полицейский райотдел не вызвали ни малейшей реакции «блюстителей правопорядка», невзирая на то, что на месте работ отсутствовали предписанные законом документы. Наконец, зимой 2019 «чистка» улицы увенчалась тем, что около полусотни деревьев спилили, корни выворотили бульдозером, а стволы погрузили в транспорт и увезли «куда надо». Остатки тротуара превратились в кочки с рытвинами. Измаильская «антропогенная пустыня» приросла новым километром: третье лето на лишившихся зеленого убора тропинках мучительно жарко и пыльно. От воспоминания о том, что мэр обещал высадить «многолетние клёны» на место убранных софор, гледичий, орехов и прочих деревьев, прохладнее не становится…
К слову, цивилизованное градостроительство давно стоит «на плечах» экспертов. Населённое людьми пространство усложнилось настолько, что всякая стройка либо ремонт превращаются в «уравнение с десятью неизвестными». Воплощая в жизнь тот или иной проект, авторы должны учитывать требования архитектора, геолога, гидролога, электрика, медика, эколога (не забудем при этом про комфорт и красоту). Там, где «уравнение» решено успешно, появляются уютные, гармоничные районы, привлекательные для местных жителей, туристов и эмигрантов. Сопутствующий «бонус» – рост цен на недвижимость. Если вы владеете домом в одном из этих уголков, вы потенциальный миллионер. Таковы многие районы европейских и североамериканских городов.
Есть и противоположный подход к делу – обман и «кое-какерство», плоды которого пожинают жители многих постсоветских пространств. Серая улица, загазованный воздух и ощущение плена: жить в таком месте некомфортно, но и уйти нельзя, ведь за ваш пыльный придорожный дом, потрескавшийся от бесконечной тряски, гроша ломаного не дадут. Примеры таких мест приводить не будем…
Так чем же порадовала нас обновлённая измаильская улица? Тем, что здесь отремонтировали тротуар. От улицы Белгород-Днестровской до улицы Школьной протянулось чёрное асфальтовое полотно – местами не очень ровное, но без ям и выбоин. В сравнении с прежним тротуаром, нынешний приподнят над проезжей частью и сужен – за счёт расширения автодороги.
Как ни странно, местами тротуар стал шире, чем был прежде. Отчего? В асфальт «закатали» грядки, цветники и места, где росли деревья.
Если встать на перекрёстке с улицей Белгород-Днестровской лицом к крепости, то будет видно, что в пределах одного квартала для деревьев и прочей растительности оставили 12 тесных лунок. Пятнадцать квадратных метров живой почвы на целый квартал! Второй квартал получил семь лунок, третий, между улицами Музыченко и Школьной – ни одной. К тому же, при внимательном осмотре выясняется, что хаотично расположенные ямы заполнены «питательной» смесью бетона с щебнем. Для посадки деревьев они не пригодны.
На участке между улицами Г. Музыченко и Школьной полоски почвы кое-где сохранились, зато отсутствуют посадочные места для деревьев…
Удивила и технология укладки водопровода: довелось наблюдать, как многометровую пластиковую трубу без всяких ухищрений сталкивали в траншею колесом автомобиля. Вероятно, от удара о дно ямы трубы служат дольше…
На одной из дорожек стоял прогнивший деревянный столб. Его не удалили, а кое-как обложили асфальтом. Рано или поздно аварийную «гнилушку» всё равно придётся убрать – взломав свежее покрытие…
…Навстречу журналисту идут туристы – супружеская пара из Белгорода-Днестровского. На вопрос, нравится ли им облик улицы, отвечают: «Нравится. Только отсутствует тень и жарко». То ли ещё будет в июле…
Хотя ландшафтная архитектура советских лет не блистала изяществом, а представление об экологии тогда было смутным, памятная многим улица Кутузова могла похвастаться и деревьями, и цветниками. Водилась в изобилии царица летнего Измаила – розовая мальва, вдоль дороги росли и радовали глаз прохожего пионы, ирисы, васильки, бархатцы и прочая флора. Сюда «заглядывали» певчие птицы и полезные насекомые. Кроме эстетики включение «зелёной полосы» в тротуар давало экономию асфальта и других стройматериалов, а в конечном итоге и экономию бюджета – то есть, налоговой «нагрузки» на наш карман.
Современная наука может «спеть» целую «оду» пыльной придорожной грядке. Открытая почва, в противоположность «непроницаемым поверхностям» – крышам домов, асфальту, бетону, дорожной плитке, способна улавливать дождевую воду, очищать её от ядов. Проходя через почвенный «фильтр», влага перемещается в подземные водоносные горизонты, сочится в окрестные водоёмы. Та же дождевая вода, скатившаяся в Дунай с асфальтовых и плиточных покрытий города и не прошедшая очистку, представляет собой ядовитый «коктейль». Проект «Грязная река» работает в Измаиле давно и без излишней рекламы.
В западном градостроительстве популярно понятие «дождевого сада». Так именуются цветники и грядки, улавливающие осадки с непроницаемых для воды крыш и автодорог. В идеале таким садом должна дополняться всякая непроницаемая поверхность.
Кроме того, увлажнённая почва даёт более прохладный и мягкий микроклимат – в знойной летней Бессарабии каждый градус имеет значение! Земля греется меньше, чем камень. Цветник и даже заросшая сорняками земля – готовый природный «кондиционер».
Второй по мощности «кондиционер» бессарабской степи – это дерево. Крона дерева – природная «солнечная панель»: зелёный лист усваивает энергию солнца, производя сахар, кислород и испаряя влагу. Поэтому в тени деревьев прохладно, свежо и присутствует лёгкий ветерок. Полная противоположность насаждениям – асфальт, бетон, жестяные крыши и железные заборы. Они накапливают солнечное тепло и медленно отдают его, «подогревая» местность даже в ночное время. Ночные площади и асфальтовые шоссе пышут жаром. Возникает круглосуточный «эффект теплового острова», опасный для больных и ослабленных людей.
Мы уже писали о том, что в «придунайской жемчужине» Австрии – Вене с «тепловыми островами» решительно борются. Там высаживают деревья, превращая отдельные улицы в цветущие парки. Подобное происходит и в Германии. «Зелёный кондиционер» радует глаз, улучшает самочувствие населения, уменьшает траты на медицину, многократно окупая расходы на своё содержание.
В нашем придунайском городе происходит ровно обратное: Измаил последовательно превращают в обширный «тепловой остров». Улица Кутузова – одна из многих иллюстраций.
Спору нет, обветшавшие дороги и тротуары давно нуждаются в грамотном ремонте. Главное, чтобы под видом ремонта нам не продавали «топорную работу».