В низовья Днестра в Одесской области могут прийти разрушительные наводнения. Об этом вновь говорит в своём обращении к общественности Иван Русев, известный учёный-эколог и природозащитник. Иван Трифонович занимается исследованиями и охраной природной среды ещё с советских пор, не понаслышке знаком с темой коррупции и чиновничьего произвола.
В верховьях Днестра не прекращаются ливни и бури. Многие тысячи гектаров преступно «оскальпированных» карпатских лесов уже не могут удержать сильнейшие потоки воды малых рек, и те стремительно наполняют русло Днестра, предупреждает эколог.
По его словам, в 1980-е годы в 700 километрах от дельты реки её русло было переделано в большое водохранилище Днестровской ГЭС. С сегодняшнего дня с плотины ГЭС в авральном режиме будут сбрасываться воды аномальных дождевых паводков порциями в 2500 кубометров в секунду, что приведёт к подтоплению ряда сел в дельте Днестра и возможно, к подтоплению автотрассы Маяки-Паланка, которую могут перекрыть для проезда. Из-за дамбы автотрассы Маяки-Паланка ожидается резкое повышение уровня воды и возможно подтопление прилегающих к плавням сёл Ясски, Троицкое и города Беляевка. Стоит ли заниматься излюбленным чиновниками «сизифовым трудом» –экстренным латанием дыр? Лучше бы попробовать, наконец, «зрить в корень», рассуждает И.Т. Русев.
Автор обращения напоминает: несмотря на то, что паводки в днестровской дельте бывали во все времена, летние затопления подобные тем, что были в 1980, 1998, 2008 или 2010 году, не являются нормой. В нынешнем году аномалия повторяется.
Причинами стали не только естественные процессы, но и кардинально меняющийся мир окружающей природной среды, как в бассейне Днестра, так и на планете, считает учёный. Виной всему вырубка лесов в Карпатах, осушение плавней в дельте Днестра, строительство плотин и дамб без учета динамики воды и естественных ее возможностей. Наша человеческая беспечность все больше и больше заводит нас в тупик, создавая проблемы, решение которых требует огромных материальных, финансовых и людских затрат. В Одесской области накопилась масса примеров подобных рукотворных бедствий.
– Здесь вопрос не только в заблуждениях или в отсутствии экологических знаний у чиновников, принимающих решения, размышляет И.Т. Русев, – Самое главное – это вопрос нашей культуры, морали и ответственности за будущее. Ведь еще Цицерон писал: «…Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу…». Не пора ли нам задуматься?
Иван Русев десятилетиями неустанно призывал компетентные органы серьёзно заняться проблемой подтоплений – в частности, провести реконструкцию автотрассы Маяки-Паланка. Безответственное чиновничество на словах соглашалось, но продолжало бездействовать, пока очередной паводок не вынуждал их принимать малоэффективные экстренные меры. Ещё в 1987 году вместе с орнитологом И. Щеголевым он побывал на плотине Днестровской ГЭС в Черновицкой области и уведомил общественность об опасности для днестровской дельты, исходящей от этого рукотворного объекта. Тогдашний Совет городского экологического клуба Одессы предложил «параллельно с решением главного вопроса – увеличением нормы пропусков в нижнем бьефе Днестровской ГЭС – обязать соответствующие организации провести следующие мероприятия по улучшению гидродинамического, гидротермического режима, качества воды и санитарно-экологического состояния прилегающей к руслу реки территории, охраны территориальной целостности ландшафта, поддержания экологического равновесия и сохранения редких видов животных и растений: категорически запретить дальнейшее изъятие плавневых земель под сельхозугодья и хозяйственные объекты (дороги, дамбы, дачные участки и др.); произвести реконструкцию дороги на участке Маяки — Паланка для восстановления функционирования прилиманных плавней, проложить трубы под дорогой и тем самым обеспечить поступление воды во время паводка». Документы тогда направили в органы власти с просьбой немедленно приступить к нормализации экологической обстановки в дельте Днестра.
В начале 1990-х годов ежегодная экспедиция «Днестр» совместно с экологическим клубом при редакции газеты «Вечерняя Одесса» вновь инициировали реконструкцию автотрассы. Было подготовлено научное экологическое обоснование, в котором активное участие принимал «истинный хранитель Днестра» – В. Н. Гонтаренко, а также И. Т. Русев, И. В. Щеголев, А. И. Шевчук и В. И. Вишневский. Дорожные организации выполнили весь пакет проектных разработок, Одесским областным комитетом по охране природы была проведена его экологическая экспертиза, и на участке 47 км началась реконструкция. Однако с распадом СССР всё остановилось.
Спустя время фонд «Природное наследие», при поддержке голландского фонда экстренной помощи нарушенным землям «EECONET Action Fund» (EAF) воплотил в жизнь проекты «Экомост» и «Птичий оазис». С их помощью был отчасти восстановлен водообмен в прилиманных плавнях дельты Днестра в зоне 52-го -54-го километра автотрассы, а паводковые воды частично переводились в обход автотрассы. Только этих мер было недостаточно.
Спустя 35 лет, прошедшие с тех пор, когда в 1987 году тема днестровской катастрофы была озвучена впервые, природозащитник вновь вопрошает: а что же было сделано нашими чиновниками для запрета строительства в прибрежной зоне и для реконструкции автотрассы Маяки-Паланка? Ведь именно строительство сокращало и сокращает ёмкость «природной губки», способной отбирать паводковые воды.
Ответ очевиден, убеждён И. Т. Русев: чиновники не сделали ровным счётом ничего. Представители водного хозяйства области, областной санэпидстанции, управления экологии и других областных служб, наоборот, поспособствовали дальнейшему уменьшению размеров «природной губки» и провоцировали дальнейшие опасности в паводковый период.
Также он полагает, что дирекция Нижнеднестровского национального природного парка ничего не предпринимает для того, чтобы остановить пагубный процесс.
Особая вина, по мнению эколога, лежит на Департаменте экологии Одесской государственной администрации, который уже более 20 лет не выдает Белгород-Днестровской районной администрации обязательство на охрану заповедного урочища «Днестровские плавни». Из-за этого стремительно и преступно застраиваются заповедные берега реки: так возникли поселки «Хатки», «Первая Днестровская рыбная заводь» и другие. В сердце заповедного урочища из-за бездействия и попустительства чиновников Департамента экологии ОГА кто-то ухитрился создать «туристический комплекс «Майями», где среди прочих услуг гостям предлагают охоту в Нижнеднестровском национальном природном парке и экскурсии на вездеходах (!) по его заповедной зоне.
После аномальных летних паводков 1998, 2008, 2010 годов, повлекших разрушение дамбы автотрассы Маяки-Паланка, чиновники вновь вспомнили о необходимости обустройства водопропускных сооружений под ней – было даже принято специальное распоряжение Кабинета Министров. Тем не менее, после прохождения паводка, нанёсшего ущерб автотрассе, о планах её реконструкции тогда снова забыли.
– Судя по результатам последних экстремальных паводков в дельте Днестра, а также по сообщениям со всех концов планеты о катастрофических наводнениях, природа ошибок не прощает. Она, как писал известный великий философ, за это нам жестоко мстит. Сегодня гидрологическая обстановка на реке Днестр и в его бассейне почти критическая. Вся эта масса воды может хлынуть и привести к подтоплению населенных пунктов в низовьях Днестра, в том числе и незаконно построенных в береговой зоне дачных особняков в границах Нижнеднестровского национального природного парка и заповедного урочища «Днестровские плавни», — размышляет эколог.
Кроме грядущего подтопления автотрассы и части селений в дельте реки, нашему региону грозит и возможный прорыв ядовитых отходов хвостохранилища Калушского завода калийных удобрений. В придачу водный поток принесёт в дельту реки и к Одесскому питьевому водопроводу массу других опасных загрязняющих веществ.
– В таких кризисных ситуациях чиновники всех рангов должны извлекать уроки из случившегося и использовать весь арсенал законодательной базы, чтобы навести порядок в дельте реки Днестр, которая тысячелетиями кормила и радовала людей. Навести порядок с тем, чтобы эта удивительная дельта, чудом сохранившая дикую природу возле Одессы, была общим достоянием нынешних и будущих поколений. И чтобы любое строительство, планируемое на ее территории, не стало источником беды как для тех, кто живет на ее берегах, так и для тех, кто живет за ее пределами, но пользуется этим единственным источником питьевого водоснабжения. Если это не произойдет, если всё-таки победит ненасытная жажда ведомств (энергетиков, «водников», «рыбников»), паразитирующих на водохранилище Днестровской ГЭС, то уроки прежнего паводка будут забыты. Всем нам не следует забывать, что очередной паводок ошибок современников уже может и не простить, – заключает И. Т. Русев.