Ни для кого не секрет, что от ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» в разное время пытались урвать «кусочки» приближенные к власти полукриминальные дельцы. Но, поскольку сделать это не так просто и быстро, часто выбиралась другая тактика – «сотрудничество», которое в конечном итоге должно было привести к банкротству и продаже предприятия или его подразделений, например Килийского судостроительно-судоремонтного завода, в нужные руки. Например, как в случае с семейством Урбанских, которые оказывали УДП услуги по ремонту судов.

Напомним, что ЧАО «Дунайсудоремонт» и ЧАО «Дунайсудосервис», которые сейчас принадлежат Урбанским, еще не так давно были частью пароходства. Получив приличную долю имущества Дунайского пароходства за сущие копейки, братья сегодня не оставляют идею «прихватизировать» все оставшиеся «заводы и пароходы». Для этого применяются различные коррупционные схемы, в том числе и лоббирование на высокие должности «своих» людей.

В конце 2018 года с легкой руки Урбанских и еще нескольких заинтересованных в банкротстве предприятия «акул бизнеса» в регионе, главой пароходства был назначен небезызвестный Дмитрий Чалый. Схемы, по которым во времена его правления из УДП выводились активы, сегодня расследуются правоохранительными органами. Сами же братья в этот период не упустили возможности нажиться на сотрудничестве с пароходством, получая посредством своего влияния на первых лиц компании львиную долю заказов на ремонт судов.

В 2019 году только ЧАО «Дунайсудоремонт» получило заказы на ремонт четырех судов, а также генератора и пуско-регулировочного реостата. На договорах, согласно которым проводились ремонтные работы, мы и остановимся подробнее. Тем более что не так давно содержание документов стало поводом для обращения в полицию со стороны Украинского Дунайского пароходства, требующего возмещения нанесенного ущерба в виде безосновательно увеличенной стоимости ремонта.

Исковое заявление со стороны ЧАО «УДП» к ЧАО «Дунайсудоремонт» было подано 6 ноября текущего года. В документе отражены ход ремонта каждого из объектов, а также сумма компенсации, которую пароходство требует по каждому из них.

Что интересно, несмотря на значительный объем работ, во всех случаях договорами изначально устанавливались относительно небольшие сроки ремонта – от 20 до 30 дней. При этом одним из пунктов трех договоров было условие, что если объем дополнительных работ технологически или технически невозможно будет выполнить в оговоренные сроки, либо их стоимость будет превышать десять процентов от начальной стоимости ремонта, исполнитель имеет право претендовать на установление дополнительного срока в 90 календарных дней. Причем устанавливаться сей факт должен Регистром судоходства Украины.

Однако дополнительные соглашения к договорам заключались гораздо позже сроков окончания работ, то есть тогда, когда отремонтированные суда уже должны были быть переданы владельцу. При этом допсоглашения о продлении сроков ремонтных работ в отдельных случаях подписывались ранее, чем допсоглашения об увеличении стоимости, а сама стоимость работ увеличивалась менее чем на оговоренные суммы.

Так, к примеру, договор о проведении ремонтных работ на теплоходе «Задонск» был заключен 10 июня 2019 года. Срок выполнения работ по нему составлял тридцать дней. Дополнительное соглашение на продление срока стороны подписали 20 августа того же года, а допсоглашение об увеличении стоимости работ – десятью днями позже. Сама же стоимость работ за это время выросла с 2748800,60 до 2824585,58 гривен, то есть почти на три процента.

Анализируя изложенные выше факты, остается предположить, что такие нарушения договоров могли сойти исполнителю с рук, только если в этом был очень заинтересован кто-то из представителей заказчика. Соответственно, учитывая заинтересованность владельца ЧАО «Дунайсудоремонт» позлотить или ликвидировать Килийский судостроительно-судоремонтный завод, можно предполагать, что именно последний и мотивировал руководящий состав УДП смотреть на все сквозь пальцы.

Сумма ущерба, нанесенного Дунайскому пароходству в результате заключения незаконных соглашений, составляет 411 301,27 гривен. При этом специалисты заявляют, что изначально и в самих договорах оплата услуг по ремонту была завышена на 30 процентов.

Что касается ремонта генератора и пуско-регулировочного реостата, то, согласно письму Квалификационного общества «Регистр судоходства Украины», он не проводился. Более того, на него даже не поступало заявки. При этом со стороны ЧАО «Дунайсудоремонт» пароходству выставлен счет на сумму 200 353, 86 гривен.

Случаи, которые мы описали выше,  – только «верхушка айсберга» под названием «сотрудничество УДП с кланом Урбанских». Расследования НАБУ и СБУ уже выявили, что, используя подобные схемы через судоремонтные заводы, принадлежащие братьям, были выведены миллионы гривен. При этом предыдущее руководство УДП утверждало, что все эти действия абсолютно законны.

Кому были выгодны описанные манипуляции, должны разбираться компетентные органы. Остается надеяться, что заявление ЧАО «УДП» будет рассмотрено должным образом, а не закрыто «за отсутствием состава преступления», как это часто происходит с криминальными производствами, в которых фигурирует фамилия Урбанских.

P.S.  Несколько дней назад Анатолий Урбанский обратился к премьер-министру Денису Шмыгалю с письмом, в котором он просит вывести ЧАО  «УДП» из управления Министерства инфраструктуры и передать в управление Фонда госимущества. Следует отметить, что передача предприятия в Фонд госимущества означает лишь одно – подготовку к приватизации. Другого будущего у него не будет. Зато у клана Урбанских, и так имеющих значительное влияние на судоремонтную отрасль в регионе, будут все шансы стать владельцами и ЧАО «УДП», и Килийского судостроительно-судоремонтного завода. То есть фактически сделать еще один серьезный шаг к монополизации судостроения на юге Украины.