В 2021 году 33 громады Одесской области из 91образованной ОТГ признали финансово несостоятельными. До конца года ожидается увеличение количества депрессивных громад. Такие прогнозы озвучило руководство Одесской облгосадминистрации, облсовета, а также директор департамента финансов ОГА Марина Зинченко, передает интернет-издание «Бессарабия.UA».

Уровень дотационности 33-х громад области варьирует от 30% до 54%. По словам Марины Зинченко, проблема в том, что такие громады в свое время формировались не с учетом финансовых показателей, а в связи с какими-то политическими амбициями.

К сожалению, сегодня на Одесчине только 5% громад демонстрируют высокий уровень развития. В основном это пригородные ОТГ Одесского, Измаильского и Подольского районов.

Поэтому в последнее время в стенах Одесской облгосадминистрации, пока кулуарно, ведутся споры о том, что количество громад в регионе нужно сократить на треть из-за их неудовлетворительных экономических показателей. Однако официальных заявлений по этому поводу еще не было.

Механизм укрупнения громад не предусмотрен законом

В интервью телеканалу «Odesa. LIVE» председатель подкомитета Комитета по вопросам госвласти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, нардеп («Слуга народа») Виталий Безгин очертил свои позиции по поводу состоятельности громад и коммуникации на уровне региона.

По словам Виталия Безгина, на сегодняшний день не существует законодательных инструментов для объединения, разъединения либо ликвидации громад. Пока есть только проект Закона «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украины», который представят публично 20 сентября. Далее этот законопроект рассмотрит парламентский комитет по вопросам госвласти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.

«Тезисы о несостоятельности громад не имеют под собой ничего, потому что пока не существует единого подхода для определения способности в динамике и неотвратимых показателей для развития ОТГ. Что касается проблем с финансовыми показателями, то я вижу три ключевые причины:

  • делегированные полномочия, которые не покрываются соответствующим финансовым обеспечением;
  • неэффективный менеджмент и раздувание расходов на содержание аппарата;
  • пандемия.

Ни одна из этих причин не может быть основанием для ликвидации громады или изменения ее конфигурации», – считает нардеп.

У громад есть три года для демонстрации жизнеспособности

Виталий Безгин подробнее остановился на втором факторе, который тянет громаду вниз.  Управленческий аппарат ОТГ может просто «проедать» средства налогоплательщиков. Если взять бедные громады Бессарабии, то в них относительно нормальные показатели растрат на содержание аппарата (30-35% от общих бюджетных поступлений). В то же время Чогодаровская громада Березовского района с населением чуть более двух тысяч человек тратит на содержание своего управленческого аппарата 56% годового бюджета. По мнению нардепа, такие показатели ОТГ явно свидетельствуют о неэффективном менеджменте и нерациональном использовании бюджетных средств. Кроме того, по бюджетам громад больно ударила пандемия.

«Менять административно-территориальное устройство на основании неэффективного управления глупо. Это прерогатива избирателей, проживающих на территории громад.

Позиция профильного парламентского комитета заключается в том, что в громадах только год назад прошли выборы и некоторые ОТГ начали свою детальность с «нуля». Чтобы система заработала, необходимо минимум два-три года. Поэтому в течение этого времени никто не будет пытаться ликвидировать громады. Помимо этого, нет еще законодательного инструмента для изменения конфигурации ОТГ. На сегодняшний день есть вышеупомянутый законопроект, за который осенью должна проголосовать Верховная Рада. Согласно этому документу, сначала начнет работать добровольный принцип объединения громад. Потом пойдет административный этап. Это означает, что на протяжении определенного периода государственные институты власти, профильные министерства проведут анализ деятельности громады. Если ОТГ не вытягивает самостоятельно обеспечивать свои нужды, то нужно будет принимать определенное административное решение. Но я не вижу в таком перспективу будущего времени», – пояснил парламентарий.

Громады Бессарабии должны воспользоваться своим потенциалом

Солидарен с нардепом и директор департамента экономической политики и стратегического планирования Одесской ОГА Дмитрий Радулов. В комментарии нашему интернет-изданию Дмитрий Дмитриевич подтвердил, что в Украине нет законодательных рычагов изменения конфигурации громад. На сегодняшний день есть зарегистрированный в парламенте проект Закона «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украины», где прописана возможность пересмотра границ ОТГ при определенных условиях. Изначально две трети депутатов местного совета должны проголосовать, если из состава громады, к примеру, выходит определенный населенный пункт. Потом аналогичному количеству депутатов другого местного совета нужно утвердить присоединение этого населенного пункта к уже более сильной ОТГ. Далее следует согласовать изменения конфигурации громады в Одесской облгосадминистрации и т. д.

Но уже сейчас прослеживаются претенденты на укрупнение среди громад, финансовые показатели которых не соответствуют их расходам. В Бессарабии такие депрессивные ОТГ находятся преимущественно в Болградском районе и на территории бывшего Саратского района.

В принципе, в Болградском районе громады подпадают под все рекомендации, разработанные Минрегионразвития при формировании перспективного плана административно-территориального устройства Одесчины. Но по финансовым показателям здесь немного другая ситуация. Уровень дотационности громад Болградщины претерпевал изменения на протяжении года.

«У громад всей Одесчины есть потенциал для дальнейшего развития. Если ОТГ правильно им воспользуются (проведут легализацию заработной платы, увеличат поступления от земельного налога), то «дамоклов меч» изменения конфигурации перестанет над ними нависать.

Мы пока не видим больших положительных тенденций в этих направлениях. А ведь половину бюджетов громад составляют поступления от налога на доходы физических лиц. Однако средний размер заработной платы в ОТГ остается низким до сих пор. Положительная динамика наблюдается только в органах местного самоуправления.  К примеру, громады Болградского района вышли из «аутсайдеров» по уровню средней зарплаты за счет увеличения окладов управленческого аппарата. На этот «позитивный» показатель также повлияли выплаченные в июне отпускные педагогам. Но это только один месяц лета. А что будет до конца этого года?», – недоумевает глава департамента.

Послесловие

Таким образом, административная реформа в Украине должна вывести местное самоуправление на совершенно новый уровень и передать ряд полномочий и финансирование территориальным громадам.

Когда образовывались первые ОТГ, которые добровольно объединялись на основании волеизъявления жителей, – это давало гораздо лучший результат, нежели сейчас. Ведь принудительное разделение без учета местных особенностей и способности самофинансирования, которое Кабмин осуществил в прошлом году, привело к появлению несостоятельных громад. Логично, что уже сейчас появляются инициативы по их укрупнению. И этот процесс неизбежен.

Согласно новому территориальному устройству, изменилось управление на местах. И местные чиновники во вновь созданных громадах нуждаются в обучении квалифицированному управлению ОТГ, бюджетными средствами и т.д. Поэтому механизм внедрения реформы нуждается в значительной доработке: государство должно способствовать развитию возможностей для самофинансирования ОТГ и наполнения местных бюджетов, а также уделять больше внимания обучению новых управленцев.

Автор фото на превью – Вячеслав Грубый