Есть люди, которые по прошествии времени вызывают неизменно позитивные чувства. Эдакое приятное «послевкусие». Таков Валентин Фёдорович Котельный – многолетний руководитель Измаильского морского торгового порта, который сегодня отмечает своё 70-летие. В канун его юбилейной даты журналист Бессарабского медиахолдинга  побывал в Измаильском морском торговом порту.

Валентин Фёдорович уже не одно десятилетие пользуется в Измаиле и на крупнейшем его предприятии непререкаемым и заслуженным авторитетом. Да что там в Придунавье, это авторитет в отечественной морской транспортной отрасли! И хоть на заслуженном отдыхе Котельный уже почти десять лет, уважение к нему, как хорошее вино, год от года только крепнет. В Измаиле трудно найти второго такого человека, который являлся бы кавалером стольких наград и обладателем такого количества почётных званий. Судите сами. Он награждён орденами Трудовой славы и «За заслуги» (оба – III степени). Удостоен почётных званий «Заслуженный работник транспорта Украины» и «Почётный работник морского и речного транспорта». В 2000 году фамилия Котельного была занесена в «Золотую книгу элиты Украины». Пять раз был удостоен звания лучшего руководителя года в Измаиле. За значительный вклад в развитие экономики города и большую благотворительную деятельность в 2002 году удостоен звания «Почётный гражданин Измаила». Это неполный перечень государственных наград и всевозможных знаков отличия.

Почти сорок лет Валентин Фёдорович оставался верен единственному в своей биографии месту работы – Измаильскому морскому торговому порту. Почти четверть века из них – в должности первого руководителя.

Подобный послужной список, наверное, был бы немыслим без того периода, когда Валентин только начал формироваться как личность. Он родился 29 сентября 1950 года в Тирасполе. Детство мальчика проходило в тяжёлые послевоенные годы. Сам переживший немало жизненных тягот, именно тогда он научился ценить жизнь, любить людей и культивировать в себе чувство ответственности.

Истоки профессиональный успехов этого человека, наверное, следует искать в студенческие годы. В 1972 году он с успехом окончил Одесский институт инженеров морского флота, где получил специальность «механизация портовых перегрузочных работ».

После окончания вуза по распределению молодой специалист был принят в Измаильский порт. Здесь он прошёл путь от сменного механика до начальника второго погрузрайона. А после, в 1987 г., на собрании трудового коллектива порта его единогласно избирают начальником предприятия. Это был один из первых примеров подобного рода в Измаиле.

С этого дня и до осени 2010 года Валентин Котельный являлся неизменным руководителем крупного бюджетообразующего производства. На этом долгом пути были не только розы, нередко приходилось в буквальном смысле слова идти по шипам. Особенно в девяностые годы, когда сначала последовал распад Советского Союза, а затем – эмбарго и военные действия НАТО в Югославии. Всё это не могло не сказаться на экономическом положении предприятия.

Однако эти события впоследствии не помешали сохранить и даже многократно приумножить свой потенциал. И в этом львиная доля заслуги руководителя. Только в период с 2005 по 2010 годы чистая прибыль порта выросла более чем в шесть раз, капитальные инвестиции – в 1,9 раза, а среднемесячный доход одного работника – в 3,2 раза.  Неслучайно в годы руководства Котельного на предприятии крайне низкой оставалась текучесть кадров, а негласная очередь на трудоустройство сюда достигала 800-900 человек.

Котельного-человека и руководителя, по свидетельству коллег, всегда отличали целеустремлённость и дисциплинированность. Он был требовательным руководителем. Однако эти качества вовсе не исключали его человечного отношения к людям, умения сопереживать чужому горю. Ежегодная материальная помощь сотрудникам на оздоровление, постоянная поддержка тысячного отряда ветеранов порта, достойные условия труда на каждом рабочем месте, квалифицированная медицинская помощь – всё это было предметом особого внимания Валентина Фёдоровича.

Лучше всего о человеке говорят не его сладкоголосые слова, а конкретные дела. Я не поленился поинтересоваться у специалистов, с какими важными этапами и достижениями связано имя Котельного и история Измаильского порта. Приведу лишь часть полученной информации. Начиная с 1987 года порт перешёл на полный хозрасчёт и самоокупаемость, а грузовые районы были преобразованы в производственно-перегрузочные комплексы. В 1989 г. предприятие переработало рекордное в своей истории количество грузов – 7 млн 351 тыс. тонн. С 1988 по 1991 год на производственно-перегрузочном комплексе № 3 вводятся в строй причалы № 24 (для генеральных грузов), 25 и 26 (для навалочных), участки промбазы порта. В 1994 году порт получает свой код и становится самостоятельным предприятием (до этого он являлся структурным подразделением Дунайского пароходства). В связи с югославскими событиями и снижением грузопереработки с целью сохранения рабочих мест на предприятии открываются  швейный участок, подразделение по производству продуктов питания, налаживается изготовление стройматериалов на собственной промбазе. В 1998 году был построен вспомогательный причал для судов портофолота. В начале 2000-х годов ППК-1 и ППК-3 были соединены автодорогой, у ППК-3 построена автостоянка, введены в строй новые современные здания мехмастерских, группы механизации ППК-2 и проведена реконструкция причалов №№ 19 и 20.

Давно уже стала наглядным поучительным примером благотворительная деятельность руководителя, потому что Валентин Котельный понимал: нельзя построить царство благоденствия на отдельно взятом предприятии. Именно поэтому портовики постоянно оказывали помощь городским учреждениям образования и медицины, творческим людям и спортсменам, благотворительным фондам и пожилым людям.

Итак, Валентин Фёдорович пребывает на заслуженном отдыхе. Естественно, ритм его жизни ныне не столь напряжённый, как прежде. Однако в новых для себя условиях он не скучает. С удовольствием занимается садоводством, любит рыбалку, больше внимания уделяет родным и близким людям, часто общается с друзьями и бывшими коллегами. Словом, жизнь продолжается, и наш юбиляр наслаждается каждым её мигом!

Требовательный, но справедливый

Говорит председатель профсоюзного комитета ИзмМТП Александр Шубин:

Я знаю Валентина Фёдоровича с 1983 года, когда пришёл в порт. Начинал работать руководителем спорткомплекса «Портовик». Сам Котельный спортсменом не являлся, однако постоянно содействовал развитию физической культуры и спорта в коллективе. Портовики были неизменными участниками отраслевых спартакиад и международных соревнований. Характерно, что наши спортсмены составляли костяк команды Дунайского пароходства, поскольку порт в ту пору входил в состав СДП. На это администрация всегда выделяла средства. В порту было немало разрядников, мастеров спорта, были даже мастера спорта международного класса.

При Валентине Фёдоровиче была проведена реконструкция нашего спорткомплекса. В итоге он стал самой современной и престижной спортивной площадкой в Измаиле.

После моего избрания председателем профсоюзной организации у нас с администрацией была налажена продуктивная совместная работа. Именно при Валентине Фёдоровиче на нужды профсоюза стало перечисляться 2,5 процента из фонда оплаты труда предприятия (до этого было 1,8). Он как руководитель уделял большое внимание не только эффективности работы предприятия в целом, но и таким факторам как создание достойных условий труда работников, пошив спецодежды, организация оздоровления портовиков. У нас до сих пор действует принцип: чем больше проработал человек на предприятии, тем меньше он платит за путёвку на оздоровление. Остальное доплачивает профсоюз.

Валентин Фёдорович – руководитель от бога, как говорится, человек на своём месте. Он был чрезвычайно требовательным. Дал распоряжение – обязательно спросит за результат. Я считаю, что это правильно.

В период его руководства портом был установлен порядок, согласно которому Коллективный договор предприятия должен только улучшаться, а не ущемлять права трудового коллектива.

Сформировал команду единомышленников

Михаил Добров, главный диспетчер порта:

— После назначения на должность Валентин Фёдорович занялся анализом работы предприятия, сразу же обнаружил слабые звенья и взялся за расстановку кадров. Постепенно подобралась команда единомышленников. Мы все были молодые, лёгкие на подъём. Были готовы прийти на работу ни свет ни заря, а вернувшись поздней ночью из командировки, рано утром уже быть на рабочем месте. Это была команда, на которую всегда можно было опереться.

Выработке командного стиля работы он уделял немало времени. К примеру, увидел возле морвокзала повреждённый дорожный знак. Спрашивает одного из подчинённых: «Ты сегодня проезжал там, видел? Почему же тогда не сообщил в соответствующую службу?». В результате мы были научены быть в ответе за всё, что происходит в порту или в зоне его ответственности.

Нам становилось просто стыдно, когда на предприятии что-то было не так. И это был не страх перед наказанием, это было уважение к нашему руководителю, который сам много работал и кого все уважали.

Работали азартно, показатели были всегда хорошие. Котельный был не только талантливым управленцем, но и сильным хозяйственником. При нём активно велось строительство производственных помещений и жилья хозяйственным способом. Пока были такие возможности, большинство очередников получило жильё.

Вы знаете, Валентин Фёдорович научил нас отдыхать! Пришёл как-то и спрашивает: «А почему у нас никто никуда не ездит? Вы должны ездить и знать, как обстоят дела за пределами Измаила». С этого времени все начали уделять больше внимания своему оздоровлению.

Как и в любом коллективе, рано или поздно возникает необходимость в обновлении кадров. Однажды у него родилась идея: «А что, если мы начнём ветеранам при выходе на пенсию платить адаптационные выходные пособия?». Сказано – сделано. Эта система сохранена до сих пор. В отдельных случаях суммы таких выплат доходили до 250 тыс. грн.

Во время приёма работников по личным вопросам Валентин Фёдорович старался максимально удовлетворить просьбы каждого. Выделялись беспроцентные ссуды на оздоровление, на учёбу детей, стройматериалы на возведение собственного жилья и на прочие житейские проблемы портовиков.

Забота о ветеранах порта

Я уже упоминал, какое внимание Валентин Котельный уделял ветеранам предприятия. На сегодняшний день в портовой ветеранской организации их насчитывается 1100 человек (для сравнения: ныне в порту трудится чуть более 1300).

Чтобы подробнее узнать о роли Котельного-руководителя в решении социальных проблем старшего поколения, я встретился с активом Совета ветеранов порта. Короткие и эмоциональные отзывы ветеранов стоят того, чтобы их процитировать.

Игорь Мельниченко, работал бригадиром докеров:

– Валентин Фёдорович как руководитель был доступен для любого портовика. К нему всегда можно было попасть, чтобы решить какие-то личные бытовые вопросы или разрешить трудовые споры. При нём активно поощрялись трудовые династии. Вот у меня на нашем предприятии работают трое детей, две невестки и зять – в общей сложности шесть человек. Благодаря нашему начальнику я сумел выстроить собственный дом, порт помог ссудой и строительными материалами. Это человек с большой буквы.

Светлана Шаргородская, бывший начальник отдела труда и зарплаты:

– Когда в 1987 году встал вопрос об избрании нового начальника, коллектив и я лично, не сомневаясь, были готовы проголосовать за Котельного. Он был молодым энергичным человеком. С его приходом к руководству в порту стало интереснее. Он смотрел на мир совсем по-другому, и это нашло отражение в работе. Организация бригад, перевод на 12-часовый режим труда. Валентин Фёдорович всегда откликался на прогрессивные новации. Что касается оплаты труда, то мы всегда были впереди. Неслучайно в 2010 году нашему предприятию была вручена Почётная грамота отраслевого профсоюза за самую высокую тарифную ставку рабочих.

Как-то к нам приехала комиссия, в составе которой был мой однокашник. Так он удивлённо заметил: «Да тут у вас не порт, а какой-то санаторий!». Работать с Котельным не всегда было легко, но труд приносил удовлетворение.

Николай Нестреляев, бывший механик:

– Валентин Фёдорович любил свою работу и уважал людей, а те в свою очередь отвечали ему тем же. Мы оба начинали механиками, поэтому нас связывала не только работа, но и тёплые личные отношения. Нередко вместе мы отдыхали семьями, выезжали на нашу базу в Озёрное, на Сасык.

Павел Полонский, работал матросом, слесарем-наладчиком, докером:

– Когда-то, когда Котельный только пришёл в порт, мне предложили комнату в нашем общежитии. Однако нужно было отработать 240 часов на его строительстве. Пришёл я к Валентину Фёдоровичу и попросил дать мне отпуск. «Для чего?», – спрашивает. Объясняю, что хочу поработать на стройке. А он мне отвечает: «Отпуск берут для того, чтобы отдыхать. У тебя что, нет друзей? Если надо, я приду тебе помогать». И пришёл, как обещал. На физических работах он работал за двоих!

Портовая база «Портовик» в Озёрном появилась ещё до того, как Котельный был избран начальником, однако именно при нём она была реконструирована и приведена в идеальный порядок. А сколько пенсионеров порта на ней отдохнули практически бесплатно за время его работы! Ветераны о нём вспоминают с теплотой и благодарностью.

Галина Момоток, бывший заместитель начальника ППК-3 по кадрам:

– Работать с Валентином Фёдоровичем было одно удовольствие. Он мог поругать за дело, но за хорошо выполненную работу часто хвалил. Решение бытовых проблем работников он считал таким же важным делом, как и выполнение профессиональных обязанностей. Человек он хороший. Благодаря ему я имею двухкомнатную квартиру. Мы часто видимся – живём в одном доме. К удивлению тех, кто этого не знает, Котельный никакими хоромами не обзавёлся – живёт в типовой пятиэтажке. Хочу пожелать Валентину Фёдоровичу крепкого здоровья, благополучия, всех земных благ!

Лариса Тарасова, работала начальником транспортно-экспедиционной конторы:

– Быть хорошим руководителем дано не каждому, но нашему коллективу повезло. Это талантливый организатор, лидер, который сумел сплотить в единое целое весь наш большой и дружный коллектив. На работу хотелось идти, так как было интересно работать, сообща находить оптимальные решения поставленных задач. Ещё хочу отметить доброту и порядочность Валентина Фёдоровича, который по-отечески заботился о портовиках.

Считаю необходимым отметить, что помимо решения каких-то производственных задач наш руководитель много внимания уделял духовной сфере. Чего только стоят его инициативы по возведению на набережной морвокзала часовни Николая Чудотворца или строительству обводного канала!

Валентина Даниленко, бывший начальник отдела кадров:

– Хочу сказать, что Котельный как руководитель уделял большое внимание кадрам. Однако особенно тепло относился к коллегам-женщинам, ценил их прежде всего как матерей. Давая работу, он не забывал их поощрить, поздравить, уделить внимание. В трудные минуты, когда возникали серьёзнейшие проблемы (югославские события, ледовая обстановка или мелководье на Дунае), Валентин Фёдорович всеми силами старался сохранить коллектив. Он говорил: «Все эти неурядицы носят временный характер, а жизнь продолжается, и люди должны жить достойно».

Хочу отметить, что этот руководитель прививал нашим работникам культуру производства и быта. Были построены современные и комфортные бытовки, приведена в порядок территория ППК. Это прививало портовикам потребность в бережном, хозяйском отношению ко всему.

Были времена, когда в порту работало до трёх тысяч человек. Это было крупнейшее предприятие, и Валентин Фёдорович пёкся о его постоянном развитии, о подготовке кадров и о неукоснительном решении социальных проблем коллектива. Словом, он жил жизнью коллектива.

Нина Ромалийская, председатель совета ветеранов ИзмМТП:

– В феврале 1987 года был создан совет ветеранов порта. Начинать приходилось с нуля. И с первого дня своего избрания Валентин Фёдорович был для этой общественной организации опорой и идейным вдохновителем. Сразу же совет получил своё собственное помещение и необходимую мебель.     Он всегда очень трепетно относился к ветеранам, старался их поддержать и помочь материально. Средства выделялись на лечение и на оздоровление. Помимо этого предприятие помогало ветеранам в ремонтных работах на дому: у кого пол прогнил или потекла крыша, потребовался ремонт печи или замена «столярки». За всё время, сколько я здесь работаю, практически не было отказа никому.

В публикации использованы фотографии Фёдора Сиваченко и Игоря Огнева.