Пару лет назад судьба свела меня с нашим замечательным земляком – скульптором, народным художником Украины, одесситом Александром Токаревым. Сегодняшний рассказ – об этом неординарном человеке.

Хоть мастер не является уроженцем Южной Пальмиры, а появился на свет в российской Кубани, по его работам можно читать историю Одессы и всего украинского Северо-Западного Причерноморья. Достаточно привести перечень его наиболее известных работ, в числе которых скульптурные образы Веры Холодной, Леонида Утёсова, Александра Пушкина, Сергея Уточкина, казацкого атамана Антона Головатого, «жены моряка», «апельсина» и др. Все они давно уже украшают одесские площади и улицы, а морячка с малышом на набережной у одесского морвокзала даже стала одним из символов черноморского города.

Несмотря на свою известность, Александр Токарев не любит парадности и суеты вокруг своей персоны. Едва мы только познакомились, он обронил: «Я – Александр, не нужно никаких отчеств!».

С тех пор как мы увиделись и познакомились, встречаться лично больше не приходилось. Однако часто перезванивались и обменивались впечатлениями, отчего не покидало чувство, что я знаю этого талантливого человека многие годы, ибо передо мною – близкая и во многом родственная душа – значительная в своей простоте и очень непростая в своей значительности.

Александр Токарев окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина – прославленную «репинку», является неоднократным участником всеукраинских и региональных выставок. Работы скульптора экспонировались в Генуе (Италия) и Йокогаме (Япония). В 2017 г. Александр Петрович стал лауреатом престижной премии имени Ильи Репина, учреждённой Харьковской облгосадминистрацией (живописец родился в Харьковской губернии). Однако ни творческие регалии, ни биографические реалии никоим образом не увлекли творца на недоступный пьедестал, чтобы свысока наблюдать оттуда за нами грешными. Ему по-прежнему интересен внутренний мир человека.

Своё высокое звание «Народный художник Украины» Александр Токарев носит в числе немногих – на Одесчине проживает всего трое людей, которые его удостоены. Однако дело даже не в формальных регалиях –  в каждой работе скульптора видна рука мастера, чувствуется мысль и душа. Знаю об этом по собственным впечатлениям, поскольку был в гостях в его огромной мастерской в одесском переулке Валентина Катаева. Помимо скульптур героических и оттого узнаваемых личностей здесь было множество характерных персонажей, изображающих обычных людей в обыденных или, напротив, экстремальных обстоятельствах. Вот тучная «тётя Соня», несущая с Привоза двух кур, а вот – капитан, пристально вглядывающийся в морскую даль. А рядом с ними разместились отважные украинские казаки, воины, защищающие свою землю от фашистских захватчиков и много других собирательных образов наших современников.

«Александр, вы родились на Кубани, основы профессии постигали в Ленинграде, а ныне живёте в Одессе. Кем по факту себя ощущаете?», — спросил я собеседника в неспешной беседе. И услышал в ответ буквально следующее: «Я постоянно помню о своей малой родине, и это всегда придаёт силы. Очень нравится изречение: «не хули родовое гнездо», которому я стараюсь следовать».

– Можете ли назвать себя полноправным одесситом сегодня?

– Быть одесситом – это не индульгенция, которую ты получаешь на всю жизнь. Это звание, которое, как мне кажется, нужно подтверждать каждый день и каждый час. Сегодня я, пожалуй, ещё нахожусь в пути к осознанию себя полноценным одесситом.

По словам Александра Петровича, в своём творчестве он исповедует принцип создания «досягаемых скульптур». Это когда герои его пластических образов размещаются не на многометровых парадных пьедесталах, а максимально приближены к людям. Вот Пушкин, идущий по тротуару на известной одесской улице, вот гордость советской эстрады Утёсов, отдыхающий на лавочке в Городском саду. Каждый желающий может подойти к ним поближе.

Автор о памятнике эстрадному артисту Леониду Утёсову: «Утёсов после 1946 г. никогда не был в своей родной Одессе. И вот он сидит на скамейке, иронично взирая на земляков и гостей города, которые стоят в длинной очереди, чтобы с ним сфотографироваться…».    

О скульптуре Александра Пушкина на ул. Пушкинской, 13: «Пушкин, стоящий на тротуаре без постамента, это уже не герой, удалённый от зрителя, это человек, которого можно обнять или поговорить, как с другом».

В последние годы работы Александра Токарева появились и в украинском Придунавье. Памятники «Приграничный десант» – в Килие, матросу-освободителю и липовану-первопроходцу (скульптурная композиция) – в Вилково. 19 октября 2017 г. в Болграде был установлен памятник генералу Ивану Инзову, основателю города и попечителю болгарских переселенцев.

Во время одного из визитов в Измаил Александр Токарев посмотрел на него под другим ракурсом:

– В вашем городе мне приходилось бывать не раз. Однако прежние визиты происходили как бы по касательной, скоротечно. Пару лет назад ко Дню города открылась моя выставка в картинной галерее, и меня подробнее познакомили с Измаилом. Встречали настолько тепло, а впечатления от знакомства с городом оказались настолько яркими, что не покидало ощущение, будто я нахожусь в каком-то столичном городе.

Меня совершенно покорила набережная (на территории бывшей крепости. – Авт.) с естественным природным ландшафтом, с возвышенностями и изгибами. На моих глазах рельеф как бы ожил. Однако на подобные вещи я, как правило, смотрю с профессиональной точки зрения. «А скульптуры нет», — пронеслось в голове. Архитектура без скульптуры, на мой взгляд, мертва. Измаил для скульптора представляет собой целину. Город с богатейшей историей, с обилием героических личностей, красивый и ухоженный, остро нуждается в насыщении пластическими образами. Это позволит превратить его в место, привлекающее туристов. Именно скульптура позволит придать Измаилу новое звучание.

Я испытываю особую гордость от того, что маститый художник обратился ко мне с просьбой подсказать имена сограждан, изваяния которых можно было бы увековечить в скульптуре и установить на улицах нашего города. Причиной послужил подарок измаильских галерейщиков в виде моей книги «Измаил. Имена на все времена», рассказывающей о знаковых фигурах в его истории. За эту работу я взялся с большим энтузиазмом. Так в галерее «претендентов» появились музыкант Гавриил Музиченко, символический образ казака, штурмовавшего Измаильскую крепость, легендарный городской голова Фёдор Тульчианов, турецкий султан Мурад III, дарующий эти земли своему приближённому Мехмеду-аге, художник-авангардист Павел Филонов. К сожалению, пока планам мастера помешал карантин, вызванный коронавирусом.

– Александр, со времени нашей встречи прошло полтора года. Что нового в вашей жизни произошло за это время?

– Такое впечатление, что время остановилось. Если вы помните, я как-то говорил, что первым законом, принятым в Советской России в 1918 г., был закон о монументальной пропаганде. Одной из главных его целей была героизация людей революции как носителей нового мышления. К сожалению, сегодня скульптура утратила свою былую роль. Осталась лишь украшательская функция. Мы продолжаем оставаться свидетелями бездумного и массового уничтожения памятников монументального искусства периодов Российской империи и СССР, а ведь это наша история.

– Какие новые работы за последние годы вам удалось создать?

– В основном работаю в мастерской «для себя». Правда, не так давно изготовил мемориальную доску для приднестровского Тирасполя.

– Многие называют Одессу и Одесчину культурной провинцией. Согласны ли вы с подобным утверждением?

– Пожалуй, я с этим не соглашусь. Как говорил Салтыков-Щедрин, провинциальность – это скорее образ мышления. Сообразно этому, провинциалом может оставаться и житель столицы. На Одесчине много самобытных мастеров, галерей, повсеместно ведётся очень активная выставочная деятельность. Одесса в этом плане всегда отличалась продвинутостью.

Следующий мой вопрос касался защиты работ скульптора от посягательства варваров. К сожалению, подобные проявления не раз затрагивали и наш Измаил. Кстати, в начале этого года Александр Токарев по просьбе городской власти помог восстановить отломленную руку на скульптуре воина-афганца.

– Многие скульпторы сегодня задумываются о «вандалозащищённости» своих работ. Как вы относитесь к подобному?

– Увы, но эта одна из примет сегодняшнего дня. Думаю, что корни этого явления лежат в отсутствии общей культуры и огрехах семейного воспитания.

– Вынашиваете ли вы по-прежнему планы что-то создать для Измаила?

– От этой идеи я не отказался. В Измаиле, в отличие от большинства городов Одесчины, много пространства – просторные площади, два проспекта, бульвары, улицы и набережные. Однако без скульптуры они выглядят непрезентабельно.