Немало людей равнодушны к живописи. Ну что в ней особенного, если фото иногда может быть ярче, четче, и главное, сама идея – понятней? Нет смысла переубеждать их, у каждого вида художественного изображения свои «фишки». Но хотелось бы поразмышлять предметно о том, что особенного несут в себе работы настоящих мастеров, и почему обязательно нужно водить детей на выставки картин.

В минувшую субботу мне довелось побывать на открытии выставки художницы-волонтера Леси Тищенко. Хочу уверить всех уставших от псевдопатриотичных «шароварно-горилчаних» настроений: картины, посвященные военным действиям в зоне АТО оказались необычайно трогательными, щемящими, но и тревожными. На черной плакатной бумаге, пастелью и акварелью, написана наша с вами история – та самая, которую будем рассказывать своим внукам.

Сама художница живет в Киеве, но родом из Сватово. Всю жизнь писала солнечные, радостные картины, брызжущие сильнейшей энергетикой украинской широкой души… Могла ли Леся Николаевна хотя бы предположить, насколько изменится содержание ее творчества?.. С 2014 года она становится волонтером, оказывая посильную помощь нашим военным и местному населению. «Поехала один, два раза, а потом не смогла остановиться, – рассказывает она. – Никто не мог знать, что это затянется так надолго…»  

Могла ли смолчать душа художника, ставшая свидетелем безмерного человеческого горя, отчаяния, хаоса? И могли ли эти переживания не попроситься на бумагу?.. Созрев в голове, сюжет стучится и кричит внутри, требуя выхода. В ход идут любые средства, все, что под рукой: простой карандаш, губная помада, мел…

О чем она – выставка открытого, доброго, сочувствующего художника? Мать смотрит в окно, выжидая сына; давно ждет – в стекле отражаются весна, лето, зима и осень одновременно…  Девушка, отчаявшись доехать до своего любимого, находящегося на передовой, звонит, чтобы сообщить радостную весть: у них будет ребенок…  Следующая картина, видимо, продолжение истории: долгожданная встреча, солдат падает на колени, обнимая любимую за округленный стан и целуя их будущего первенца… Икона сегодняшнего времени: Всевышний пытается остановить брата, поднявшего руку на брата… Вереница солдат, поднимающихся кровавой дорогой прямо в небо –  силуэты с ангельскими крыльями…

Каждая картина – это история, рассказанная красками и кистью. И если быть внимательным, можно прочесть разные сюжеты. Вместо образных речевых оборотов – линии – повторяющиеся, рвущиеся, экспрессивные… А кульминация – в деталях: чьи-то пятки, завернутые в плащ-палатку… Слез не удержать… Сколько человеческого горя еще должно пролиться, чтобы кто-то наверху поставил преграду потоку страданий!  Во всей своей ярости и мощи пылает Иловайский котел – в нем сгорели сотни солдат, которые так и не вернулись в родные края, не построили свой дом, не дали жизнь своим будущим сыновьям… Еще один леденящий душу сюжет: детям раздали пакеты с конфетами, но они не стали есть сладости – понесли на могилы родственникам… Символичная работа: медведь и ястреб (голова и распростертые крылья напоминают тризуб) схватились в неравной борьбе… Дети из зоны АТО мечтали попасть в Киево-Печерскую лавру, и вот в канун Рождества это чудо случилось: дети стоят перед образами и поют «Щедрик, щедрик, щедривочка…», и в этом состоянии сами становятся немножко ангелами. 

Так что особо ценного в картинах? Пожалуй, тем, что на каждой – чья-то реальная, невыдуманная жизнь, которую с любовью и состраданием подметил художник. Приводите детей на выставки, чтобы они научились «читать» картины, тем более, если на них   написаны наши с вами уроки истории.  Жизнь стучится в двери нашего почерневшего от горя дома: «Открывай! Весна пришла!» Потому что синичка свила гнездо в солдатской каске…

Жизнь продолжается!