В самом начале эпидемии коронавируса, когда инфекция еще не успела выйти за пределы теперь уже всем известной китайской провинции, в блогах ее жителей стала распространяться небольшая памятка о том, как защитить себя от заразы. Со ссылкой на «сына сестры, работающего в госпитале в Ухане», каждый уважающий себя китаец считал своим долгом предупредить окружающих, что неведомый доселе вирус боится горячей воды и солнца.

После появления первых случаев заболевания коронавирусом на постсоветском пространстве, в Российской федерации в частности, у инструкции появилась русскоязычная версия, в которой вместо «сына» уже фигурировал «мой дядя и племянник» (Видимо Гугл-переводчик просто запутался в определении родственных связей). Новый вариант текста в середине марта текущего года заполонил собой страницы соцсетей и мессенджеры всех, (в том числе и многих жителей Украины), кто владеет русским языком хотя бы на уровне чтения.

Затем спасительная инструкция пережила трансформацию сразу в двух направлениях: в российском появилось имя врача – Юрий Климов, а сообщение, переведенное на английский язык, стало ссылаться на специалиста «американского госпиталя». Подсчитать, сколько человек пили горячую воду под палящим солнцем по совету новоявленного мирового светила в таком количестве ипостасей, наверное, очень сложно. Также, как и найти «нулевого» распространителя и авторов художественного изложения столь ценной подборки советов.

Но вот некоторые моменты в этой истории стоит рассмотреть подробнее. Например, качество школьного образования, причем не только китайского, позволяющего людям поверить в то, что вирус, передающийся от человека к человеку, погибает в горячей воде при температуре 26 градусов по Цельсию. При том, что нормальная температура тела человека составляет 36,6 градуса. Если бы столь рьяно распространяемый миллионами текст содержал правдивую информацию, у коронавируса не было бы ни единого шанса выжить в человеческом организме.  Кстати, горячей человек воспринимает воду, нагретую до 50 градусов и выше. Видимо авторы фейка тоже об этом вспомнили после прочтения комментариев, так как в последних версиях спама температура воды, которую рекомендовалось пить для профилактики, резко возросла почти в два раза.

Остальные советы «известного-неизвестного» доктора вообще противоречат друг другу. Так, в тексте сначала говорится о том, что вирус живет на поверхности металла 12 часов. А потом автор настаивает исключительно на воздушно-капельном способе передачи инфекции, не забывая попутно уточнить, что источником инфекции являются только грязные руки и рекомендует полоскать горло бетадином. (Раствор Бетадина является антисептическим‚ дезинфицирующим средством, предназначенным вообще-то для наружного применения).

Почему же в таком случае в распространение фальшивки, разоблачить которую в принципе может любой старшеклассник, включилось столько людей во всем мире? Почему с таким энтузиазмом не делаются репосты по-настоящему полезной информации? И почему фейки расходятся в социальных сетях с такой скоростью?

Специалисты объясняют это тем, что люди, находясь в состоянии стресса, более склонны к фантазиям и домыслам, в какой-то степени помогающим им справиться с собственными страхами. Недоверие к власти и чувство собственного бессилия заставляет людей искать того, кому выгодна сложившаяся ситуация. Так возникают целые теории заговоров, строящиеся на вере в то, что официально предоставляемые версии событий являются ложными, служащими интересам государственной, а то и мировой элиты. Атаке конспирологов подвергаются политические события, резонансные преступления и даже научные достижения.

С появлением социальных сетей скорость распространения псевдонаучных уведомлений едва ли не сравнялась со сверхзвуковой. Ежедневно каждый из нас находит в своей ленте, на страницах и в мессенджерах с десяток, а то и больше, сообщений о событиях, реальность которых при внимательном прочтении вызывает серьезные сомнения.

Практически каждое из них начинается со слов «внимание», «срочно», «всем жителям N», «всем родителям» и закачивается призывом «распространите», «перешлите всем знакомым», «отправьте всем, у кого есть дети». И большинство людей, прочитав такой текст «по диагонали», немедленно нажимает кнопку «репост». Таким образом «новость» в считанные часы вызывает ажиотаж не только в отдельно взятом населенном пункте, но и в целом регионе или даже стране.

По сути, так проявляется особенность человеческой психики, которую ученые называют антропологическим социальным феноменом: во время массовой паники люди стремятся донести до окружающих любую известную им информацию, рассчитывая на то, что она может оказаться полезной и поможет кому-то избежать опасности. Древний эволюционный механизм, призванный защитить племя от опасности, здесь играет с человечеством злую шутку. Условия жизни наших пращуров, живших по соседству с опасными хищниками, требовали немедленной реакции на появление угрозы. Поэтому при обнаружении в древнем селении льва или тигра человеку прямоходящему полагалось кричать как можно громче, чтобы остальные члены племени успели спасти себя и своих детей от зубов голодного хищника. Его потомку – человеку разумному, живущему в эпоху компьютерных технологий, для выживания нужны совсем другие умения и навыки. В частности, навыки анализа информации.

На какие же «маркеры» стоит обращать внимание при чтении сообщений, любезно рассылаемых «мессиями от интернета»? Как отличить правду от продукта больного воображения доморощенных медиков, физиков, уфологов и других сомнительных «гуру»?

Кроме слов и фраз, призванных создать впечатление, что игнорирование данного сообщения приведет как минимум к апокалипсису, фейки отличаются от правдивой информации следующим набором признаков:

  • Анонимный, но «заслуживающий доверия» источник информации: «сестре моей кумы в гороно сказали», «соседу позвонили «оттуда», «врач из инфекционки», «коллега прямо из эпицентра», «по старым связям из министерства»;
  • Обязательная секретность: «просили никому не говорить», «рассказываю только своим», «от нас скрывают правду», «так делают специально, для того чтобы …»;
  • Разоблачение «правды»: «на самом деле врачи рекомендуют», «все гораздо хуже», «правительство выполняет задачу по уменьшению численности населения», «специально заражают людей».
  • А дальше приводятся несуществующие цифры о погибших или спрятанных телах, тысячах зараженных, очень убедительные теории о колеблющихся микрочастицах, мешающих гемоглобину поглощать кислород или воздействии двууглекислого натрия на раковые клетки. И все это обязательно подкрепляется просьбой передать информацию как можно большему количеству людей.

Лингвистическим признаком фейка можно назвать повышенную эмоциональность, с которой его авторы объявляют о введении «строгого» карантина, во время которого детей будут арестовывать прямо на улице, а ночью вертолет будет опрыскивать город антисептиком, в связи с чем всем следует плотно закрыть на ночь окна. Причем мифическому вертолету понадобилось менее суток для того, чтобы «долететь» от Калиниграда до Измаила. И никого из тех, кто пересылал сообщение не смутило то, что в сообщении вообще не указан город. Не говоря уже про абсурдность решения распылять антисептик с высоты нескольких сотен метров на крыши домов и деревья.

Для пущей убедительности текст обычно приправляется десятками восклицательных знаков, «нулями» вместо буквы «О», намеренным искажением слов, создающих впечатление, что человек очень торопился сообщить всем правду и печатал очень быстро. К такому сообщению часто прилагают фотографию, не имеющую отношения к указанному событию, но подходящую к его содержанию. Например, фейковый ввод войск в город может сопровождаться снимком с военных учений в совершенно другой части страны.

Более безобидные фейки часто используют в качестве доказательств обработанные в фотошопе изображения. Так в венецианские каналы в начале весны «приплыли» дельфины, а на чайных плантациях в Китае местные жители «обнаружили» пьяных слонов.

Еще один любимый прием создателей фейков – отсутствие конкретных дат, так что один и тот же фейк может всплывать в разное время, а с учетом отсутствия географической привязки – и в разных городах.  Так некоторое время назад измаильчане усиленно репостили объявление о поиске родственников девочки Сони, найденной на улице, название которой в нашем городе уже пару лет как «декомунизировали». Параллельно родителей ребенка, который в это время спокойно находился у себя дома в маленьком российском городке, искали по всей Украине.

Несмотря на отсутствие видимого вреда, подобного рода фейки приносят немало проблем. Так, во время поисков «Сони» телефоны полиции во многих городах просто разрывались от звонков, а некоторым начальникам отделений даже пришлось давать целые-пресс конференции, опровергая ложную информацию и отвлекаясь от помощи тем, кто действительно оказался в сложной ситуации.

Но, конечно же, самые серьезные проблемы могут доставить фейки, которые публикуются специально для создания панических настроений в обществе. И не только тем, кто их читает и верит написанному, а и своим создателям. По данным ЦЕНЗОР.НЕТ за период действия карантина в Украине выявлено 385 интернет-агитаторов, которые через социальные сети распространяли фейковую информацию об эпидемии COVID-19.

Установлено, что 18 из них действовали по заданию российской стороны, распространяя сообщения с призывом к игнорированию карантинных мер, проведению акций протеста, силовому захвату власти и информационной поддержке таких неправомерных мероприятий.

В отношении их СБУ начала уголовные производства за действия, направленные на посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти (ст. 109 и 110 Уголовного кодекса Украины).

И напоследок несколько советов для тех, кто любит делать репосты:

  • Ничего не принимайте «на веру», читайте все сообщение, а не только «громкий» заголовок, не ведитесь на тревожащие или наоборот» очень оптимистичные цифры, шокирующие факты и «знаменитые» имена.
  • Возьмите паузу. Перед тем, как сделать перепост, хорошо обдумайте информацию, поищите ее подтверждение в других источниках. Справьтесь со своими эмоциями и только тогда решайте, стоит ли распространять шокирующие «новости» среди своего круга общения.
  • Читайте только проверенные источники: прессу, интернет издания, экспертов в своих отраслях. Обратите внимание на свое информационное окружение в социальных сетях: очень часто в «друзья» к нам попадают люди, с которыми мы в реальности не знакомы. И чаще всего от них мы узнаем об очередном грядущем «конце света», мировых заговорах или неопубликованных предсказаниях Нострадамуса.

И еще раз про внимательность. Читайте не только заголовки, но и сообщения в местных группах. Очень часто по-настоящему важная информация в них остается без должного внимания. Пока мы занимаемся поисками «девочки Сони» и пугаем друзей «измерением температуры с вертолета», мимо нас проходят анонсы интересных событий, новости города и региона, обсуждения актуальных проблем и просьбы о помощи тем, кто живет рядом с нами.