сочельник

6 января — в канун Рождества Христова — наступает последний вечер 40-дневного поста. В этот день наши предки соблюдали обряды и обычаи, обращали внимание на приметы. Часть этих верований и традиций дошла и до наших дней. О том, как шла подготовка к большому празднику и как проходил вечер в кругу семьи у наших предков, расскажет Бессарабия.UA.

За день до Рождества, 6 января по новому стилю, хозяйки готовили 12 постных блюд, символизирующих 12 месяцев и 12 апостолов. До рассвета они начинали готовить кутью, а также компот, считавшийся Божьей пищей. Его приготовление велось с соблюдением старинного украинского ритуала: дрова в печи укладывали по-особому, а зажигали «живым» огнем – искрой от огнища или трения двух древесинок, которые позже заменили спичками. Воду для еды использовали «не начатую», то есть набранную до рассвета. Так же «до света» нужно было испечь кныш – хлеб с небольшим хлебцем сверху, который называли душой. Этот хлебец предназначался душам умерших родственников.

После кныша ставили в печь постные пироги. Затем готовились на непочатой ​​воде в новой посуде другие постные блюда. В общей сложности на праздничном столе в Сочельник должны были стоять двенадцать постных блюд.

Обязательным блюдом на столе была кутья: пшеница символизировала вечную жизнь, мед – счастье Святых на Небесах. Узвар варили на рассветной воде из сухофруктов – сушеных яблок, слив, груш, вишен. Вся пища Божия должна быть готова к восходу солнца.

На рассвете, с первыми лучами восходящего солнца, хозяева открывали все двери в доме, в хозяйственных постройках, открывали ворота во двор, чтобы впустить в свою усадьбу достаток, богатство, хороший урожай. Священным маком осыпали скот и другую живность, а также амбары и погреба, чтобы защитить хозяйство от злых сил.

Когда все было готово, в дом вносили «Святки» – ритуальные символы наступающего Рождества. За ними отправлялись на сеновал отец со старшим сыном. Отец нёс «не начатую» воду, а его сын держал в руке три колоска. В стоге хозяин окроплял принесенной водой заготовленные с осени вязанки с сеном и Рай-Дидуха (сделанный из колосьев обрядовый «букет») и читал молитвы, благодаря Бога за данный в прошлом году урожай и прося хорошего урожая, обилия и здоровья в следующем году.

Взяв Дидуха и большую связку сена, отец с сыном несли их в дом. На пороге их встречала хозяйка, держа в руках кныш и зажженную свечу. Дидуха устанавливали в Святом углу, а сеном устилали стол и пол в доме. Дети с радостью катались по душистому сену на полу – этот ритуал способствовал тому, чтобы во дворе было много живности.

На стол, по украинской традиции, стелили две скатерти. Первой накрывали сено на столе. Эта скатерть предназначалась хорошим духам, на нее раскладывали по углам стола чеснок или чар-зелье. Сверху накрывали второй скатертью, на которую, в центре стола, хозяин ставил кныш, а хозяйка – каравай со свечой.

Весь этот день все домочадцы, кроме малышей, ничего не ели, потому что это последний день Рождественского поста. Все ждали появления первой звезды на ночном небе. К праздничному ужину на Сочельник люди надевали красивую одежду, специально приготовленную для этого дня.

Весь день и вечер шестого января не принято уходить из дома, ходить в гости, нельзя ничего одалживать. Вся семья должна быть вместе, а если кто до этого уезжал из дома, то старался к празднику обязательно вернуться. Перед началом Святой Вечери хозяин произносил молитву.

Даже в настоящее время традиций Святого Вечера придерживается достаточно большое количество людей и в селах, и в городах. Не все ритуалы помнятся, но основные обычаи – встречать праздник всей семьей, с хорошими мыслями и пожеланиями, с подарками и угощениями – по-прежнему чтятся украинским народом.