обряди Котловина

В Котловине, единственном гагаузском селе Ренийской громады, где бережно сохраняют национальные обряды, существуют свои традиции колядок на Рождество и Старый новый год. С 6 на 7 января проводится обряд «Колада», 13 января – «Кодол», а 14 января – «Зывра». Кроме того, на протяжении этого месяца в селе проходит подготовка народных коллективов «Севда гюлю» и «Чалы кушу» к обряду «Бабин день», который пройдет 21 января, сообщает Бессарабия.UA.

С 6 на 7 января у нас колядуют неженатые юноши и ребята-старшеклассники, 13 января – мальчики младшего и среднего школьного возраста, а 14 января – девочки-школьницы, — рассказывает художественный руководитель Котловинского Дома культуры Жанна Котляренко. – Особенность этих обрядов в нашем селе именно в строгом разделении колядующих по возрасту и полу, чего нет в других гагаузских селах, например, Виноградовке Болградского района, где с 6 на 7 января колядуют и взрослые парни, и мальчики, и девочки.

Особенностью Котловины было и то, что колядки в нашем селе издавна исполнялись на молдавском и болгарском языках. Раньше практиковалось, что приглашали мужчин пожилого возраста, чтобы они учили молодежь колядкам, но, к сожалению, даже они не знали колядок на гагаузском языке. Проблема здесь в том, что мы совершенно не понимаем, что мы поем и правильно ли мы произносим слова. И вот мы добились того, что 4-5 лет назад зазвучали, наконец-то, колядки на гагаузском, которые мы позаимствовали в других гагаузских селах. Я составила свой текст колядки на родном языке на уже известный у нас мотив болгарской колядки. Это будет исконно котловинская колядка и мы уже договорилась с ребятами, что на следующий год ее выучим, а в этом году они пока исполняли старые колядки.

У нас есть группа «Колада», которая каждый раз пополняется новыми участниками и уже с середины декабря обычно начинаем репетировать. Ребята очень ответственно к этому относятся. Мы подбираем костюмы, выбираем царя, кассира. Когда в этом году ребята с колядками пришли ко мне домой, столько позитива подарили. Они просто молодцы! Завершили колядование исполнением гимна Украины под гармошку, все пели в один голос, это было очень трогательно и стало проявлением подлинного патриотизма.

А по окончании новогодних праздников женщины отмечали 21 января «Бабин день». В старину в селах врачей не было и до роженицы или больного приглашали бабу-повитуху или бабку-знахарку. Чаще всего они собирались у бабки-повитухи. Женщины, у которых она принимала когда-то роды, одаривали ее полотенцем, мылом, чулками, калачем с вареной курицей. У старожилов мы узнали, что у нас в селе подарки развешивали на веревке во дворе. Таким образом, каждая посетительница могла увидеть, что принесла ее товарка. Хозяйка для всех устраивала угощение, но каждая уважаемая женщина приносила съестное, которое давала в руки бабке. Тем самым происходило негласное соревнование на звание лучшей кулинарки. После гуляний, продолжавшихся до глубокой ночи, женщины везли повитуху на санях или телеге к колодцу и там обливали ее водой. Если такие женские группы встречали мужчину, его могли, для смеха, раздеть, в шутку побить, снять шапку, облить водой или вместо этого требовали выкуп вином, деньгами. Этот выкуп они потом отдавали бабке, чтобы она впоследствии помогла появиться на свет многим мальчикам и девочкам. Мы восстановили этот обряд по рассказам женщин-старожилов, уже несколько раз его показывали в рамках фестивалей зимних обрядов «Флориле далбе». И в этом году мы тоже решили показать этот обряд, но уже у нас в Котловине, на базе народных коллективов «Чалы кушу» и «Севда гюлю».