Можете ли вы ответить на вопрос, сколько памятников в Измаиле? Нужны ли памятники городу и людям? Памятник — украшение или достопримечательность? В честь каких событий они были установлены? На эти и другие вопросы пытались ответить вчера, 27 сентября, сотрудники Измаильского историко-краеведческого музея Придунавья.

«Прошлое и сегодняшнее в памятниках нашего города» — под таким названием открылась выставка в музее Придунавья, приуроченная к 429-ой годовщине со дня основания Измаила.

На ней представлены фотографии и фотокопии, буклеты, газетные и журнальные вырезки, значки с видами памятников и памятных знаков в Измаиле из фондов музея, Интернет-ресурсов, а также фотографии из частных коллекций измаильского фотографа Виктора Шевченко и местного краеведа Анатолия Каминского.

Бесспорно, язык цвета и формы — великая сила, а выраженная в городском масштабе, имеет настоящее целительное начало. Всем известно, что история любого города воплощается в его организациях, за которыми стоят люди, в его памятных местах, скверах, памятниках.

Сегодня Измаил украшают памятники, монументы, красочные клумбы, фонтаны, архитектурные сооружения. Как мы воспринимаем памятники, что в них нравится, и что нет, какую роль они играют в нашей жизни? Все эти вопросы к вам, дорогие читатели. Памятники – вовсе не безмолвны. Они не только живут в нашем сознании. Они борются, защищают, утверждают истину. Они вызывают определённое отношение. Все монументы, какие бы они не были: скульптурные, архитектурные, предметные – посвящены как прошлому, так и настоящему, и обязательны для будущего. Они и называются «памятниками», ибо запечатлевают в материальных формах нашу память о людях, о событиях, о важных датах.

Именно такую мысль высказала директор музея Придунавья Ольга Тирон во время торжественного открытия новой фотовыставки.

О памятниках, которые исчезли со скверов и парков Измаила, поведала  гостям мероприятия научный сотрудник музея Придунавья Майя Суворова.

Так, в 40-х годах прошлого века для украшения сквера на проспекте Суворова, за госпиталем, в центре Матросского бульвара, между улицами Чапаева (ныне Захариади) и Дзержинского (ныне Свято-Никольская) была установлена гипсовая скульптура матроса-сигнальщика.

Из рассказа Майи Александровны также стало известно, что в Измаиле было несколько памятников Иосифу Сталину. Один был установлен в начале 50-х годов в сквере на пересечении проспекта Суворова с улицей Тучкова.

Другой памятник Сталину, беседующего с пролетарским писателем Максимом Горьким, был установлен в Комсомольском сквере (чуть позади нынешнего памятника афганцам). Оба этих памятника были снесены за одну ночь в 1956 году, когда на закрытом заседании XX съезда Коммунистической партии Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев выступил с обвинениями против Иосифа Сталина.

Также в Измаиле было несколько памятников Владимиру Ленину – создателю первого в мировой истории социалистического государства. Один памятник Ленину располагался в центре нашего города в Ленинском сквере. Он был установлен в 1957 году, Фигура вождя была гипсовой, а постамент – из кирпича. Памятник являлся серийной копией и не представлял собой художественной ценности.

Памятник Ленину перед зданием исполкома торжественно открыли 22 апреля 1986 года, в 116-ю годовщину со Дня рождения вождя мирового пролетариата. На высоком пьедестале была установлена шестиметровая бронзовая скульптура Ильича. Этот монумент был внесен в реестр памятников республиканского значения.

Но оба памятника демонтировали в феврале 2016 году в соответствии с законом о декоммунизации,

Был в Измаиле и еще один памятник Ленину. Находился он у здания управления Измаильского консервного завода, но его снесли еще в 1991 году. Долгое время бронзовый памятник хранился в пыльном подсобном помещении измаильской школы №8. Однако на сегодняшний день его уже там нет. Где сейчас находится вождь мирового пролетариата, никто в ОШ №8 не знает.

Еще одним исчезнувшим с исторической карты города памятником является бюст Дзержинского. В 1988 году у центрального входа в здание городского отдела милиции был установлен основателю и главе ВЧК (Всероссийского чрезвычайного комитета) бюст Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, автором которого является измаильский скульптор Михаил Климентьевич Недопака. Но времена менялись, одиозная фигура стала не вписываться в картину событий. Бюст простоял до 1995 года, затем по инициативе начальника ГО УМВД Николая Николаевича Андреева это творение было перенесено на задворки дворовой территории милиции. Со временем бюст Дзержинского вместе с бюстами Ленина и Сталина оказался на одном из причалов под селом Старая Некрасовка Измаильского района. Но вспыхнувший пожар погубил их. Вопреки расхожему мнению, живее всех живых оказался Дзержинский. Ленин и Сталин безнадежно сгорели. Обгоревшую фигуру железного Феликса у владельца соседнего причала выкупил измаильский предприниматель Иван Иванович Гайдай. Восстановил ее талантливый художник (ныне покойный) Александр Годунов.

Теперь это достопримечательность причала. С Дзержинским очень любят фотографироваться посетители.

Такие садово-парковые скульптуры украшали и скверы нашего города. На месте нынешнего Центрального фонтана в центре напротив Свято-Покровского собора находилась парковая скульптура медведей, которая в 60-х годах ХХ века была излюбленным местом для фотографирования и взрослых, и детей. Еще в Измаиле были садово-парковые скульптуры: «Девушка со скрипкой», «Девушка с веслами», «Девушка с теннисной ракеткой» (известно, что она находилась в Покровском сквере недалеко от кортов), «Девочка с мальчиком» (в Комсомольском сквере). В конце 50-х гг. ХХ в. эта скульптурная группа была перемещена в парк Дома офицеров.

В нишах главного фасада особняка Федора Павловича Тульчианова, выходящего на проспект Суворова, были установлены, предположительно в зеркальном отражении, две терракотовые скульптуры Ники (богини победы из древнегреческой мифологии). Одна из этих скульптур разбилась во время землетрясения в 1940 году. Судьба второй скульптуры остается тайной, покрытой мраком.

В период размещения в здании нынешнего музея Придунавья Дворца пионеров по обеим сторонам парадного входа находились гипсовые фигуры пионерки, отдающей салют и пионера, играющего на горне.

К сожалению, в наши дни современному поколению передалась лишь малая толика того исторического наследия, которым обладал Измаил в прошлом. О сохранившихся монументах, таких как памятник Александру Суворову, героям-чернобыльцам, героям войны в Афганистане, памятниках марякам-дунайцам и воинам освободителям, рассказала всем присутствующим научный работник музея Лариса Землянская.

Остановимся подробнее на так называемой «визитке» города — памятника Александру Васильевичу Суворову, который торжественно открыли 26 августа 1945 года.

Создал этот памятник одесский скульптор Борис Васильевич Эдуардс — автор памятнику Александру Васильевичу Суворову в Очакове, Екатерине II в Одессе, Пушкину и Гоголю в Харькове, инженеру и археологу Полю в Кривом роге, а также многих других. Однако не все просто вышло именно с памятником Суворову для Измаила.

Изначально памятник, построенный на пожертвования, готовился для Румынии и 6 ноября 1913 года  был открыт на Рымникском поле (у реки Рымник, села Тыргу-Кукули, Румыния), где Суворов одержал победу над 100-тысячной турецкой армией и стал именоваться графом Рымникским.

Однако первую версию памятника постигла печальная участь. В начале Первой мировой войны он был демонтирован и вывезен. Однако Эдуардс проявил свое упорство и решил сделать аналогичную статую, но уже для Измаила. Так и вышло, что изначальная задумка мастера все же воплотилась в жизнь.

Закладка памятника в Измаиле произошла торжественно 15 ноября 1914 года на тогдашней Соборной площади. Но из-за военных действий 1914 г., когда Австро-Венгрия начала войну с Сербией, произошла оккупация Бессарабии. В 1916 г. памятник перевезен в Одессу. Сам скульптор в 1919 году выехал за границу, чтобы никогда больше не вернуться в Россию. Однако в 1925 г. скульптуру нашли в его мастерской и установили на деревянных подкладках на газоне перед художественным музеем в Одессе.

Только в 1945 году статуя наконец-то была возвращена в Измаил и установлена на своем нынешнем месте. На открытии присутствовали заместитель главы Совнаркома УСССР Л.Р. Корниец и командующий Дунайской военной флотилии, вице-адмирал Г.М. Холостяков (одна из улиц в Измаиле носит его имя). По сравнению с первоначальной версией Эдуардс добавил к памятнику барельефы с эпизодами штурма крепости Измаил по бокам, однако их в мастерской найти не удалось. Сегодняшние барельефы, вероятно, были изготовлены в советское время.

Памятник монументального искусства внесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. Высота памятника с пьедесталом составляет 5,8 метров. Изготовлен он из чугуна, бронзы, гранита. Точные копии памятника находятся в Тульчине Винницкой области (с 1954 г.) и в Одесса (с 2012 г.).

До сих пор в отношении этого памятника остается 2 загадки:

  • является ли измаильский Суворов новым творением Эдуардса или же архитектор сумел заполучить, сохранить и адаптировать для Измаила памятник для Рымникского поля?
  • куда же делись барельефы и поводья уздечки лошади, которые были в образце Эдуардса?

Подводя итог, хотелось бы обратиться к измаильской власти. Памятники и мемориалы, уважаемые чиновники, – это, безусловно, наша история. Облагораживание территорий вокруг памятников, реставрация старых монументов – это похвально. Но есть еще и памятники архитектуры, которые переданы в частные руки и превратились в руины. Наглядным примером безразличности городской власти к сохранности объектов, рассказывающих об истории нашего города, является фасад здания бывшего кинотеатра «Победа», аварийное состояние которого от людских глаз закрывает тканевая фальш-стенка. Реконструкции и восстановлению здание, находящееся в самом центре Измаила, через несколько лет скорее всего уже подлежать не будет. А бывший кинотеатр «Победы» расположен напротив памятника А.В. Суворову, который демонстрируют многим приезжающим в наш город туристам. Отсюда вопрос: какое историческое наследие мы оставим потомкам и что будем показывать гостям из других стран, если «что имеем — не храним, потерявши — плачем»?