Автостанция «Тарутино» с ноября 2015 года не предоставляет в полном объёме жителям поселка и района необходимые услуги. Главной причиной является нецелевое использование здания новым владельцем. Объект транспортной инфраструктуры общего пользования превратился в настоящий блошиный рынок, где вместо некогда большого зала ожидания возникли ломбард, парикмахерская и пункт ремонта телефонов. По словам тарутинцев, площадь автостанции, которая предназначена для платформ посадки-высадки пассажиров и безопасного маневрирования автобусов, застроили торговыми точками, а в самом здании до 7 июля т.г. отсутствовала касса по продаже билетов и не было полной визуальной информация для пассажиров. Кроме того, местные жители утверждают, что власть поселка всячески прикрывает сомнительную деятельность нынешнего владельца автостанции «Тарутино» — частного предпринимателя Дмитрия Марашлеца.

В обращении тарутинцев в редакцию Бессарабского медиахолдинга (БМХ) указывается, что под контролем данного «субъекта предпринимательства» ведут хозяйственную деятельность ООО «Алекх-М» и ФЛП Марашлец М.И. (супруга бизнесмена), которые обслуживают автобусные маршруты в Тарутинском районе. В частности, речь идет об автобусных маршрутах из сел Лужанка, Вольное, Малоярославец Первый, Петровск, Высочанское, Надречное, Лесное, Александровка, Николаевка, Новотарутино, Березино, Бородино, Красное и Петровка по направлению в Тарутино.

По информации заместителя председателя общественной организации «Тарутинский район без коррупции» Александра Павлова, к ним поступали многочисленные обращения жителей Малоярославца Первого, которые сообщают, что из-за якобы плохой дороги водители автобусов отказываются заезжать в село. Юридически рейс «Малоярославец Первый – Тарутино» есть, но пассажиров он не перевозит. В то же время до введения карантина молдавский маршрутный автобус «Чадыр-Лунга – Одесса»  проезжал мимо населенного пункта ежедневно, невзирая на «бездорожье».

Согласно реестру сети междугородних и пригородных маршрутов общего пользования Одесской области по состоянию на 12 марта, ООО «Алекх-М» является одним из официальных перевозчиков пассажиров в областной центр и Аккерман из Тарутинского района (Малоярославец Первый – Одесса (два рейса), Высочанское–Одесса, Серпневое–Одесса, Лесное – Одесса (два рейса), Одесса – Петровка и Петровка – Белгород-Днестровский). Обслуживание внутриобластных маршрутов на территории района проводится также ООО «Комфорт» (Арциз), ФЛП «Кащи», ФЛП «Смирнов», ФЛП «Иванов С.А.», ЧП «Стас Транс», ЧП «Иоргачев С.А.», ФЛП «Градинар М.П.». И тут ООО «Алекх-М» снова нарушает маршрутный лист. К примеру, жители уже вышеупомянутого Малоярославца Первого сообщают о том, что рейсовый автобус не отправляется из их села в Одессу. Зачастую отправной точкой для рейса «Малоярославец Первый – Одесса» становится Тарутино.

Кроме того, как выясняется из обращения читателей в БМХ, одним из известных «бизнесменов» Одесской области Дмитрием Марашлецом несколько лет назад была придумана схема по присвоению бюджетных средств, которые выделялись государством в качестве денежной компенсации за перевозку льготных пассажиров на автобусных маршрутах. Д.Г.  Марашлец, используя дружеские отношения с тогдашним и.о. главы администрации Тарутинского района Анатолием Серек-Басаном, пролоббировал выплату бюджетных средств указанным предприятиям за 2014 год на общую сумму 1,2 млн. грн. И как результат, 11 января 2017 года следователем Тарутинского отделения полиции началось досудебное расследование по факту мошеннических действий с финансовыми ресурсами.

На сайте Тарутинской райгосадминистрации нам удалось найти упоминание о начислении предпринимателям-перевозчикам за транспортировку пассажиров льготных категорий суммы в размере 834, 4 тыс. грн. По состоянию на октябрь 2014 года из государственного бюджета этим перевозчикам было перечислено 645, 4 тыс. грн, при этом задолженность по остальным выплатам составила 189, 4 тыс. грн. Именно такие цифры значатся в отчете о выполнении Программы социально-экономического и культурного развития Тарутинского района за 9 месяцев 2014 года. За 2015 и 2016 годы информация на сайте РГА отсутствует. Следующие немалые суммы, выделенные из районного бюджета на обеспечение льготного проезда отдельных категорий населения, мы нашли в публичных отчетах о деятельности Тарутинской райгосадминистрации за 2017 и 2018 гг. Речь идет о 170 тыс. грн в 2017 году и 253,4  тыс. грн в 2018 году, которые, скорее всего, также получили два перевозчика-монополиста Дмитрий Марашлец и его супруга, возившие льготников за полную стоимость.

Как нам удалось узнать из собственных источников, перевозку на маршрутах ООО «Алекх-М» и ФЛП Марашлец М.И. осуществляют привлеченные водители со своими автобусами, которые мало того что полностью несут все затраты по ремонту, обслуживанию и заправке автобусов, но также платят Д.Г. Марашлецу наличные деньги за разрешение работать на маршрутах. Кроме того, жители района, имеющие право на льготный проезд, уже на протяжении пяти лет не могут приобрести билет из-за отсутствия кассового аппарата. 7 июля, т.г. по заверению владельца автостанции, он наконец-то появился, но не был должным образом опломбирован.

Однако и после появления кассы на автостанции продолжают поступать жалобы на то, что льготникам отказывают в приобретении билетов на бесплатный проезд в автобусах междугородних маршрутов указанных автоперевозчиков.

Отметим, что АС «Тарутино»  значится на электронной карте автостанций, размещенной на официальном сайте Государственной службы Украины по безопасности на транспорте.

В перечне аттестованных автостанций по состоянию на 28 сентября 2020 года АС «Тарутино», владельцем которой является ФЛП Марашлец Д.Г., получила свидельство об аттестации 12 ноября 2016 года сроком на пять лет – до 11 ноября 2021 года. Однако с 1 ноября 2017 года благодаря позиции небезразличных жителей Тарутино, которые уличили владельца автостанции в нарушении транспортного законодательства, после проверки «Укртансбезпеки» указанное свидетельство было аннулировано.

Из-за того что автостанция утратила свой статус, многие перевозчики не заезжают сюда и не горят желанием заключать с ее собственником договора. К примеру, Григорий Кахчи, владелец автобусного маршрута «Бородино–Одесса», категорически отказывается заключить договор с Дмитрием Марашлецом. По словам перевозчика, при новом владельце автостанция превратилась в настоящий «блошиный рынок».  Солидарны с ним и перевозчики по маршрутам «Одесса–Николаевка», «Одесса–Лужанка», «Петросталь–Одесса» и др.

«Причина еще в том, что перевозчиков не устраивает высокая цена за заезд на территорию автостанции, которую нужно оплачивать водителю из своего кармана наличкой. Я лично был свидетелем давления на водителей.  Подъехал автобус Николаевка – Одесса, но на территорию автостанции не заехал по понятным причинам. К нему через несколько минут подошли сотрудники полиции с требованием не высаживать в этом месте пассажиров», – рассказывает житель Тарутино Василий Влах.

Во время беседы с местными жителями на платформе автостанции к нам подбежали сын владельца и его друг, тарутинская «акула бизнеса» Олег Березовский, он же депутат поселкового совета и начальник участка Арцизского управления эксплуатации газового хозяйства. Довольно нелицеприятная беседа у нас состоялась. Попросили показать новый кассовой аппарат и количество официально проданных билетов. Изначально было дано согласие, но, затянув время до закрытия автостанции, сын собственника здания (не называем имени персонажа, ведь он по-людски не представился даже после предъявленных нами удостоверений журналистов) предоставлять хоть какую-то документацию отказался. «Все через официальные запросы или по предварительному звонку», – заявил молодой человек. Активистов, пассажиров, отстаивающих свои права, владельцы автостанции называют «дармоедами», «лжецами», которые хотят «засветиться в прессе». Не думаю, что человеку на костылях, который пришел на автостанцию пообщаться с журналистами и озвучить проблемы доступности инвалидов к зданию автостанции и получению ими услуг, хочется прежде всего «засветиться». После командировки в Тарутино мы попытались связаться Дмитрием Марашлецом, но он так и не ответил на многочисленные телефонные звонки. Так куда же направлять официальные запросы?

И что получается? Д.Г. Марашлец, мало того что, используя свое влияние, вымогал деньги от простых водителей, так еще, не неся никаких расходов, получал из бюджета Украины больше миллиона гривен в год, которые он просто незаконно присваивал, обналичивая через существующие «ямы». А пассажиры, о правах которых он должен заботиться в первую очередь, для него пустое место.

А теперь о самом здании автостанции и привокзальной площади. Виталий Аргиров, депутат Тарутинского поселкового совета, рассказал нам, что еще в ноябре 2015 года предприниматель Марашлец Д.Г. выкупил у ООО «Тека» здание автостанции за 260 тыс. грн.

«Новый владелец АС «Тарутино» – личность своеобразная. Изначально тарутинцы думали, что у них появится настоящая автостанция со всеми функциями и удобствами. Но нет! Собственник (упомянутый ранее Марашлец) получил в аренду на 49 лет землю, на которой находится сама автостанция. Но этого ему показалось мало, и он решил выкупить этот участок. Депутаты тарутинского поссовета также посодействовали и сыграли свою депутатскую роль: дали ему разрешение на денежную оценку земли! Оценили ее в 81 тысячу гривен, что не соответствует реальной цене этого участка. Земля, на которой находится автостанция, располагается в самом центре Тарутино. Всё бы шло и дальше по замыслу заинтересованных лиц, если бы депутаты не предали огласке этот вопиющий случай. К слову, аналогичная схема применяется на данный момент в Арцизе. В Балте пытались осуществить подобное, но там мэр и депутаты оказались на стороне местных жителей и проголосовали за отмену передачи земли и даже самой автостанции. По решению городского совета был наложен запрет на аренду/покупку как автостанции, так и земельного участка, на котором она стоит», –  сообщил Виталий Аргиров.

Стоит отметить, что и сама аренда, вернее, ее стоимость, вызывает недоумение. Изначальный собственник автостанции ООО «Тека» платил налоговую ставку в размере 12% от нормативной денежной оценки участка. Новому владельцу руководство поссовета пошло навстречу и снизило эту ставку до шести процентов. Спрашивается, за какие заслуги? Годовая аренда излюбленной тарутинцами привокзальной площади обходится Дмитрию Марашлецу в 11 517 грн. Для сравнения: разница по арендной плате между другими предпринимателями и Марашлецом в три, а у некоторых – в четыре раза больше.

Многие депутаты поссовета, которые противились продаже земельного участка Дмитрию Марашлецу, уверены, что автостанцию и привокзальную площадь в самом сердце Тарутино нужно оставить в коммунальной собственности поселка. Кроме того, люди устали мириться с многолетним беззаконием со стороны данного «субъекта предпринимательства». Ведь он, используя своих людей во власти, обкрадывает не только жителей Тарутинского района, но и над самой автостанцией нависла угроза стать обычным торговым центром. А если развязать Дмитрию Марашлецу руки, то здесь останется только одна платформа для заезда его собственных рейсовых автобусов и билетное «агентство» (небольшая будочка для продажи билетов).