Ежегодно в Украине в день Покрова Пресвятой Богородицы отмечается День украинского казачества. К этой дате коллектив измаильского музея Александра Суворова подготовил тематическую выставку под названием «Секреты казацкого флота».

Заведующая научно-экспозиционным отделом Мария Печенко подробно познакомила собравшихся с экспозицией выставки, рассказав о том, почему выбор пал именно на вышеуказанную тему в истории казачества.

«Украинское казачество – это исторический феномен, вошедший в историю. Казаки имели строгую военную организацию, иерархию. Наградой за чёткую организацию и сплочённость становились победоносные бои, которые проходили с участием казачества. Одной из самых успешных и признанных стала сфера морских сражений. Именно поэтому мы решили сделать акцент в нашей выставке именно на этот вид деятельности казаков», — пояснила Мария Владимировна.

«Золотым веком» походов украинских казаков считается период с средины 16-го до середины 17 века, то есть фактически до момента разрушения Запорожской Сечи. Надёжными помощниками, источниками, из которых сотрудники музея черпали информацию, стали документы и воспоминания различных иностранных путешественников, проходивших по Украине в то время. Это, главным образом, рассказы о нашей стране и казаках французского историка Гийома Левассера де Боплана и французского монаха-путешественника Филиппа Авриля.

В процессе разработки темы морских походов историки выяснили, что в морской части украинского казачьего войска были четыре типа судов, которые использовались в походах. Самыми известными, пожалуй, являются чайки – беспалубные плоскодонные лодки, достаточно уникальный вид водного транспорта, приспособленный как к речным, так и к морским боям. Упоминания о них сохранились в схемах, эскизах и описательных произведениях тех времён. Прародителем знаменитой казацкой чайки стал струг – судно, имевшее от 15 до 20 пар вёсел, одну мачту и прямой парус. Какова же история его появления? Со времён Киевской Руси известна древнекиевская ладья. Такие судна были большими и использовались для путешествий по морю. Чтобы бороздить прибрежные части, необходимо было иметь что-то поменьше. Тогда ремесленники и занялись изготовлением уменьшенных копий военной ладьи, получивших название «струг». Впоследствии его вязли за основу для создания пресловутой чайки, для этого корпус судна удлинили. В качестве материала использовали дерево липы или вербы, достраивая борта досками. Примечательно, что каждый казак был судостроителем и умел самостоятельно построить чайку.

«Водный этап военной карьеры казаков начинался на Днепре. Поэтому длина судна в 20 метров была крайне неудобной для поворотов и манёвров в условиях речных и прибрежных боёв. Тогда казаки сделали у чайки корму и нос одинаковыми. Для того, чтобы развернуться пойти назад, нужно было всего-навсего начать грести вёслами в обратном направлении. Мачта также была устроена своеобразно: её можно было не только складывать и полностью убирать с судна, но и могла крепиться не только посередине, но и со стороны кормы, и со стороны носа. Что помогало улучшить манёвренность судна, нарастить его скорость. Снаружи по периметру чайки обвязывали снопами камыша и боярышника. Это делало судно непотопляемым. Из истории известны факты, когда казаки намеренно немного притапливали чайки в воде, делая их практически незаметными при тайном подходе к турецким галерам», — поведала Мария Печенко.

В частности, есть одна роспись на стенах храма Святого Георгия в молдавском городе Байя, датированная 1690 годом. Она так и называется: «Нападение турецких чаек на турецкие галеры».

Ещё один вид судна – байдак. Оно предназначено для торговых целей. Борта максимально расширены для увеличения грузоподъёмности, а в действие приводилось с помощью вёсел или реи с парусом. Одно такое судно могло перевозить до 200 тонн груза.

Уже к 18 веку появляются ещё два вида судов – дуб и скампавея (полугалера). Первое из них имело несколько парусов, использовалось для перевозки грузов, пушек, десанта, больших объёмов провианта. Перевозили на них и освобождённых невольников. Скампавея оснащалась одним или двумя парусами треугольной формы, имела ярко выраженный нос и корму с так называемым чердаком, была достаточно быстроходной.

География сражений отражена на карте морской деятельности украинских казаков, охватывающая вторую половину XVI века и первую половину XVII века. Указанный период стал самым активным в плане военно-морской деятельности запорожских казаков. Что касается карты, то над её созданием трудились члены общества участников боевых действий «Спас-Украина».

В целом эпоха казачества стала гордостью и украшением украинской национальной культуры. Казачество было аристократией национального движения, элитой своей нации.

Страстный украинский патриотизм казаков стал мощным стимулом для строительства и сплочения государства, независимой жизни. Сила, величие и могущество казачества, как уникального исторического явления, и по сей день является кладезем закалки общества и подрастающего поколения.

История казачества – это один из самых ярких периодов в истории борьбы народа за политическую и государственную независимость. Именно украинские казаки из столетия в столетие были надёжным форпостом, который стоял на страже свободы, достоинства и чести Украины, как независимого государства. Не зря иностранцы часто называли Украину «Казацкой республикой», «Страной казаков», а украинцев – «казацкой нацией».

Морские войны казаков, без сомнения, занимают важное место в истории украинского военного искусства. Своей ловкостью в морском бою и целеустремлённостью при штурмах прибрежных крепостей казаки вызвают неподдельное восхищение у современников.

Французский посол в Стамбуле Филипп де Арле де Сези называл в 1925 году казаков «хозяевами Чёрного моря». Посланник шведского короля Жак Руссель обращался в 1632 году к украинским казакам как к «властелинам Днепра и Чёрного моря». Даже враги – турки, — которым пришлось в полной мере ощутить на себе тяжёлую казацкую руку, признавали военные таланты и предприимчивость украинских казаков.

«Казаки совершили битву такого уровня, что ангелы на небесах были в восторге и хлопали в ладоши, и были заворожены серьёзностью боя», — писал о морской битве казаков с турецким флотом возле Кара Хармана в 1625 году один из османских летописцев Кятиб Челеби.