Отечественному регулярному судоходству в Бессарабии – менее двухсот лет. О том, как все начиналось, – в публикации интернет-издания «Бессарабия. UA».

С 1812 г. по условиям Бухарестского мирного договора Россия стала дунайской державой. Именно эту дату можно считать отправной точкой в истории отечественного судоходства по великой европейской реке.

Впрочем, до 1828 г. – времени начала очередной в серии российско-турецкой баталий – Российская империя имела в Чёрном и Азовском морях преимущественно военные суда. Они были приписаны к Черноморскому адмиралтейству и использовались в качестве пакетботов*.

В 1823 г. первый в отечественной истории пассажирский рейс в северо-западном Причерноморье между Николаевом и Херсоном совершил пароход «Надежда», принадлежавший генерал-губернатору Новороссии и Бессарабии Михаилу Воронцову.

В этот же период отечественный черноморский гражданский флот пополнился первым грузовым транспортом. Это был 60-сильный пароход «Одесса», который по ходатайству Михаила Воронцова был построен на Николаевской верфи. В одесскую гавань судно прибыло в июне 1828 г.
Поначалу пароход использовался в качестве пакетбота для сообщения между Одессой и Варной. Затем в течение июля-августа того же года под командованием итальянского шкипера Галюфи он совершил два рейса в крымские порты. Туда судно отвозило такие грузы как свинец, муку, мешки, необходимые для армии. Назад в Одессу – пассажиров и товары, главным образом фрукты. Поскольку для обеспечения паровой тяги использовались дрова, а не уголь, судно нередко делало остановки – сказывалась неопытность капитана, который поначалу не мог сделать правильных расчётов потребности в топливе.

В 1834 г. черноморский товаро-пассажирский флот пополнился пароходом «Нева», который был спущен со стапелей петербургского завода Берда. Он предназначался для обеспечения регулярного сообщения между Одессой и Константинополем. К слову сказать, это было первое российское паровое судно, которое функционировало на заграничной линии.
Пять рейсов «Невы», открывшей на Чёрном море регулярную коммерческую линию с Константинополем, не принесли никакой прибыли. Более того, погашать убытки пришлось вначале за счёт городских средств Одессы, а за последние три рейса и вовсе из державной казны. О принадлежности судна к военно-морскому флоту напоминали флаг да пушки на борту.

Первые пароходы с одинаковым успехом могли тогда служить сразу двум богам: Меркурию – покровителю торговли, и Марсу – богу войны. А содержание «казне в убыток» объяснялось их боевой ценностью на случай войны.

В 1834 г. в Одессе была учреждена небольшая судоходная компания «Черноморское пароходное общество» – фактически первое коммерческое судоходное предприятие на юге Российской империи.
Вскоре государственным столичным мужам стало понятно: гораздо надёжней и дешевле заказывать или покупать новые суда за границей. Первый такой пароход для Одессы был построен в Англии. К родным берегам он прибыл в 1835 г. и получил название «Пётр Великий». Совершив несколько рейсов в Крым и даже устьем Дуная до порта Галац, судно зарекомендовало себя отменно. Кстати, в этом году судно с генерал-губернатором Михаилом Воронцовым посетило Измаильский порт. Однако подобные рейсы еще никак нельзя было назвать регулярными.

Именно «Черноморское пароходное общество» положило начало регулярным перевозкам. Так, число регулярных коммерческих рейсов из Одессы в Константинополь росло год от года. В итоге в 1842 г. их число достигло 56. Среди прочих плавсредств их совершал уже и «Пётр Великий».

Следует отметить, что «Черноморское пароходное общество» весь короткий век его существования преследовал злой рок. Так, в 1840 г. принадлежавший ему пароход «Николай I» сгорел, находясь прямо в одесской Практической гавани, а выстроенный вскоре в Николаеве новый паровой пакебот оказался маломощным и крайне неудобным в плавании. В итоге, несмотря на хорошую организацию работы, в силу ничтожности капитала в 1843 г. общество разорилось.

С этого времени началась новая эпоха в отечественном черноморском регулярном судоходстве. В этом же году состоялось открытие казённой экспедиции постоянных пароходных сообщений между Одессой и Константинополем. По правительственному заказу для нее в Англии были построены два парохода. Их мощность достигала 250 конских сил, и они могли вместить значительно больше пассажиров и грузов, чем было прежде.

В 1846 г. один из пароходов, получивший имя «Одесса», совершил свой первый рейс. Его расписание было составлено таким образом, чтобы сходиться с движением флота фирмы триестского Ллойда и дунайских судоходных компаний (по одному французскому и австрийскому судну). Таким образом, Одесса становилась полноправным звеном обширной мировой сети товарно-пассажирских сообщений. В её орбиту постепенно стал вовлекаться и Измаил, но об этом чуть позже.

В 1845 г. Казённая экспедиция постоянных пароходных сообщений Одессы с Константинополем была реорганизована в Новороссийскую пароходную экспедицию (Одесскую экспедицию). Новая судоходная компания ведала всем отечественным торговым мореплаванием на Чёрном, Азовском морях и на Дунае. В её составе сосредоточился весь торговый черноморский флот, насчитывавший к тому времени 12 судов, построенных в основном по заказу за границей. В 1845 г. в Англии со стапелей были спущены ещё два парохода для организации перевозок между Одессой и крымскими портами.

К середине XIX в. за одну навигацию суда Новороссийской (Одесской) пароходной экспедиции сообща перевозили до 23 тыс. пассажиров, 1100 млн пудов груза и приносили при этом прибыль до 190 тыс. рублей. Деятельность экспедиции прекратилась в 1853 г. с началом Крымской войны.

Практически с первых лет присоединения Бессарабии к Российской империи на самом её юго-западе уже существовали портовые города, такие как Измаил, Рени и Килия. Так, в 1813 г. после образования в нашем городе карантинной службы был основан Измаильский порт, и практически сразу он стал одной из самых заметных и посещаемых гаваней Российской империи в черноморском регионе.

Адрианопольський мирный договор дал толчок к открытию на Дунае пароходных обществ. Пионером в этом деле стало Первое Дунайское пароходное акционерное общество, основанное в 1829 г. правительством Австро-Венгрии для перевозки пассажиров и грузов по крупнейшей реке Западной и Центральной Европы. В 1830-х гг. с этой же целью открылось Привилегированное королевское Баварско-Вюртембергское пароходное общество.

В 1830 г. российское правительство издало «Постановление о торговом судостроении и мореходстве», согласно которому в Измаиле был основан цех вольных матросов. Цех объединял всех моряков, работающих на торговых судах местных купцов. Правда, суда эти поначалу перевозили грузы на нерегулярной основе.

Поступательное развитие судоходства потребовало организации судостроения в непосредственной близости от российских дунайских портов. К примеру, в фондах Измаильского архива хранится дело, в котором содержатся документы, рассказывающие о намерении одесского купца 2-й гильдии А. Зеньковича организовать судостроение в Измаиле. Для этого он обратился к государству с просьбой выделить ему беспроцентную ссуду в 15 тыс. рублей на десять лет. Через два года император выдал разрешение Зеньковичу на обустройство верфи. Под залог её строительства местная жительница коллежская советница Александра Арвитанакова (надо полагать, что это русифицированное прочтение греческой фамилии Арвитанаки) предоставила предприимчивому купцу свой дом. К сожалению, из архивного дела не ясно, чем же завершился этот проект.

В первой трети XIX в. подавляющее большинство флота придунайских стран состояло из парусников, не были исключением и суда российских купцов. В связи с этим в 1837 г. была основана акционерная компания «Дунайское бечевое общество», которая ставила своей задачей обеспечить тягловой силой флот местных судовладельцев. Благодаря её деятельности обеспечивалось сообщение между российскими портами и пристанями, расположенными на Дунае и Пруте.

Нужно отметить, что судоходству в дельте Дуная во многом препятствовало мелководье самого крупного Килийского гирла, который постоянно заиливался речными наносами. В связи с этим измаильский градоначальник Сергей Тучков в начале 1830-х гг. ходатайствовал перед вышестоящим начальством о дноуглубительных работах в этом речном рукаве, что позволило бы почти вдвое сократить время следования судов из Одессы в Измаил по сравнению с их движением через Сулинское гирло, как было прежде. Однако столичные чиновники отмахнулись от этой инициативы, ссылаясь на отсутствие средств.

В 1845 г. князь Воронцов, желая расширить круг торговых связей, убедил правительство в необходимости учреждения новой линии, которая связала бы российские дунайские порты Измаил и Рени с Одессой. Позже её продлили до Галаца.

До расцвета отечественного регулярного судоходства по Дунаю останется чуть менее сорока лет, и связано оно будет с пароходным обществом «Князь Юрий Гагарин и К °», которое начнёт свою деятельность в 1883 г.

*Пакетботы – небольшие суда, предназначавшиеся для перевозки почты и пассажиров, а также для несения посыльной службы. Вооружались небольшим количеством орудий малого и среднего калибра, в связи с чем могли принимать участие в боевых операциях.