Когда началось регулярное авиасообщение в Буджаке? Оказывается, это произошло в годы пребывания Бессарабии в составе Королевства Румыния, то есть в межвоенный период. Об этом – в публикации интернет-издания «Бессарабия.UA».

Напомню, что в 1918-1940 и 1941-1944 годах бывшая Бессарабская губерния вошла в состав Королевства Румыния. Известно, что первая национальная румынская авиакомпания была основана в 1920 году и носила название CFRNA. Она была французско-румынской и использовала 15 самолётов марки «Потез» французской постройки для пассажирского и почтового сообщения между Парижем и Бухарестом через несколько городов в Центральной Европе.

В 1925 году открылась первая регулярная внутренняя авиалиния Бухарест-Галац, а с 24 июня 1926 года из столицы начались полеты в Яссы и Кишинев. В 1930 году компания была переименована в LARES – «Государственные румынские авиалинии». В этом же году Управление гражданской авиации Румынии разработало специальный проект авиасообщения между уездными центрами Бессарабии, чтобы можно было добраться до любого уголка страны и вернуться обратно в тот же день.

 

Для популяризации идеи авиасообщения даже снарядили специальный агитационный самолет. 28 октября 1930 года он вылетел из Бухареста в Бессарабию и на Буковину, где посетил города Хотин, Черновцы, Бельцы, Оргеев, Бендеры, Кагул, Болград, Четатя-Албэ (современный Белгород-Днестровский) и Измаил. Одной из целей этого визита был также выбор мест для будущих аэродромов.

*Самолет марки «Потез»

23 ноября того же года агитационный самолет с членами комиссии на борту прибыл в Измаил. Как свидетельствуют документы, на центральном проспекте города вблизи школы Королевы Марии состоялась встреча членов комиссии с местным населением, в ходе которой была проведена презентация проекта организации авиасообщения в Бессарабии. Вечером того же дня в концертном зале Гавриила Музическу прошла представительная конференция на эту же тему, а по завершении состоялся концерт военной духовой музыки.

 

*Объявление об агитационных мероприятиях в Измаиле

 Местные власти, а также население региона восторженно встретили идею организации авиасообщения. Мэрии уездных городов были готовы выделить из местных бюджетов от 200 тыс. до 1 млн леев на строительство зданий аэровокзалов и обустройство взлетно-посадочных полос. В уездах, где предполагалось строительство, были сформированы территориальные Ассоциации по пропаганде авиации.

Согласно проекту, первоначально должны были открыться авиамаршруты Бухарест — Галац — Кишинев и Кишинев — Черновцы. Первый аэропорт на юге Бессарабии, или в Буджаке, появился в городе Четатя-Албэ. Он был построен в 1935 году по проекту румынского архитектора Константина Драгу и получил имя правящего на тот момент румынского монарха Кароля II.

*Схема авиасообщения в Бессарабии во времена румынской администрации

Первые регулярные авиаперевозки в Измаил и из него начались 20 июля 1935 года, когда была открыта регулярная линия № 2110 Бухарест — Галац — Измаил — Четатя-Албэ. Свидетельством этого события стали конверты, выпущенные почтовой службой Румынии и погашенные специальной памятной печатью. Впрочем, собственного здания аэровокзала город на первых порах не имел. Оно появилось только к концу 1937 года. Автором проекта также выступил уже упомянутый К. Драгу. Не случайно здание аэропорта в Измаиле, как две капли воды, было похоже на аэровокзал в Четатя-Албэ, только выполнено оно было как бы в зеркальном отражении. На картах Измаила 1941 и 1943 годов измаильский аэропорт позиционируется на северо-западе города вблизи Болградского шоссе. В 1980-е годы на этом месте выросли корпуса завода «Эталон».

Торжественное открытие здания первого Измаильского аэровокзала состоялось 3 ноября 1937 года. Спустя неделю бухарестский журнал «Realitatea Ilustrata» («Иллюстрированная реальность») опубликовал репортаж об этом событии и фотографию нового аэропорта. Взлетно-посадочная полоса была грунтовой.

*Торжественное открытие здания Измаильского аэровокзала 

Оператором авиасообщения в Бессарабии была авиакомпания LARES. Пассажирские авиаперевозки осуществлялись на самолетах «Локхид L-10A Электра» и «Потез 561». Самолеты эти были небольшими и не требовали длинных взлетно-посадочных полос. Расчётная скорость полета составляла 160 км/ч. Стоимость проездного билета — 4 лея за 1 км полета плюс 100 лей фиксированного сбора с одного пассажира. Таким образом, цена билета по маршруту Измаил — Галац — Бухарест превышала 1000 леев. Для обратных билетов предоставлялась скидка в размере 25 процентов от тарифа. Тем не менее авиапутешествия были недешевым удовольствием, особенно если помнить, что Бессарабия являлась одной из беднейших провинций королевства.

С 1944 года, когда Бессарабия вновь вошла в состав СССР, Измаильский аэропорт продолжал использоваться для пассажирских рейсов. Старый аэропорт просуществовал в городе до начала 1960-х годов, после чего для его обустройства было определено новое место – собственно, на нем взлетно-посадочная полоса и здание аэровокзала располагаются и поныне.