Сергей Алексеевич Тучков (1767–1839) является знаковой личностью в отечественной истории.  Представитель знатного российского рода Тучковых был генерал-лейтенантом, сенатором. А еще масоном, казначеем кишинёвской ложи «Овидий», даровитым поэтом и автором прототипа первой отечественной военной энциклопедии – «Военного словаря». Впрочем, популярность этой личности для жителей современного украинского Придунавья обусловлена другим – пребыванием Тучкова в должности измаильского градоначальника с 1830 по 1836 год. Несмотря на это, образ Сергея Алексеевича в живописи представлен весьма скромно.

Долгие годы любителям истории был известен лишь один портрет Сергея Тучкова. Речь идёт о гравюре А.Г. Ухтомского, выполненной в 1816 году по карандашному рисунку О.А. Кипренского. Однако, видимо, работа эта была выполнена значительно раньше по времени, поскольку на ней изображён молодой человек, который прославится своей военной карьерой и делами во благо жителей Придунайского края в последующие годы. Между тем как Тучкову 2-му, как его называли современники, к 1816 году, то есть к моменту изготовления вышеупомянутой гравюры, было уже около пятидесяти лет.

Сегодня мы знаем ещё об одном портрете измаильского градоначальника. О нём в биографическом очерке «Генерал-лейтенант Сергей Алексеевич Тучков, основатель нынешнего города Измаила» упоминает известный в начале ХХ века краевед Пётр Коломойцов. Как следует из этого издания, после присоединения Измаильского уезда к России в 1878 году о деятельности бывшего градоначальника Сергея Тучкова во благо нашего города местным властям напомнил его внук – генерал-майор Михаил Тучков (так пишет Коломойцов, хотя это не совсем верно – своих детей у С.А. Тучкова не было, этот родственник приходился ему внучатым племянником). В дар городу 2 ноября (по ст. стилю) 1882 года он передал портрет своего именитого родственника. По решению коммунального совета это полотно в овальной золочёной раме было вывешено в зале заседаний Измаильской городской управы. По имеющейся у меня информации, портрет этот принадлежал кисти известного российского живописца Василия Тропинина. Однако в последующем следы оригинала этого полотна теряются.

Не так давно в фондах санкт-петербургского Эрмитажа неожиданно был обнаружен ещё один портрет измаильского градоначальника работы мало известного даже специалистам итальянского живописца первой половины XIX в. Джузеппе Сольферини.

В художественных словарях фамилия Сольферини встречается крайне редко. Известно только, что это «живописец из Триеста». В 1827 году он был питомцем Венецианской академии, а в городском музее истории и искусства в итальянском Триесте хранится его картина «Каин». При этом рядом с фамилией живописца ни в одном из источников не указаны даже годы его жизни.

Напомним, что после выхода в отставку с поста измаильского градоначальника в начале 1836 года Сергей Алексеевич последние годы жизни провёл в Москве. Однако недавно обнаруженный портрет относится  ко времени службы Тучкова в Измаиле. Об этом свидетельствует наклейка на обороте эрмитажного портрета с текстом, из которого следует, что картина была исполнена художником «Сульферини» в Одессе «с натуры» в 1834 году. Этот текст подтверждает фрагмент подписи в левом нижнем углу (ferini) и сохранившиеся две последние цифры «34». Возможно, поводом для создания этого портрета послужило пожалование Тучкова «за отлично-усердную службу и труды» орденом Белого Орла (28.I.1834).

Ещё несколько слов об этом малоизвестном живописце. В 1836 году «г-н Сольферини» числился учителем рисования в Одесском институте благородных девиц. Из «Одесского вестника» за 1837 год известно, что в октябре 1837 года «австрийский подданный Иосиф Салферини с семейством» выехал в Италию. То, что Сольферини назван австрийским подданным, объясняется тем, что его родной город Триест в XIX столетии был столицей Австрийского Приморья – обособленной свободной территории, находящейся под властью австрийских Габсбургов. Как удалось выяснить, отъезд художника мог быть вызван распространением в Одессе чумы, продолжавшейся с октября 1837 по февраль 1838 г.

Так откуда же в Эрмитаж попала эта работа? Тут тоже немало вопросов. В каком собрании находился портрет С.А. Тучкова до революции, выяснить не удалось до сих пор. В Эрмитаж портрет поступил в 1941 году в составе коллекции историко-бытового отдела Государственного Русского музея, где находился c 1929 года.

Поскольку фотокопия портрета кисти Сольферини находится в открытом доступе, сегодня у нас есть возможность познакомить с этой работой наших читателей. На потрете мы видим зрелого человека, наверное, даже более чем зрелого. Вспомним, что в 1834 году – времени написания полотна – Тучкову исполнилось уже 67 лет, а ровно через пять лет его не станет.

С полотна на нас смотрит человек, который повидал на своём веку немало горя и радости. Мудрость, благородство и спокойствие сквозят во всём облике этого человека. Своей стране и народу он отдал всё, что мог.

Итак, два портрета из трёх нам известных уже обнаружены. На одном Тучков в начале своей карьеры, на другом – на её закате. А вот судьба третьей работы кисти Василия Тропинина – той, что висела в зале заседаний Измаильского коммунального совета – до сих пор неизвестна. Правда, мы знаем, что с оригинала была сделана копия по заказу Виктора Степановича Анреевского, бывшего чиновника по особым поручениям при Измаильском градоначальнике. Она до сегодняшнего дня хранится в запасниках Одесского историко-краеведческого музея. Кто знает, вполне возможно, что отыщется и оригинал.

Ну а завершить эту статью мне хочется упоминанием еще об одном портрете Тучкова. По сравнению с тремя вышеназванными он написан относительно недавно. Это работа украинской художницы О. Спета, выполненная по заказу Измаильского историко-краеведческого музея.