В последние годы особенно стали заметны негативные процессы в экосистеме украинского Придунавья, которые выражаются в обмелении озёр субрегиона, минерализации их вод, уничтожении плавней и как результат – серьёзной угрозе флоре и фауне. Ещё одной актуальной проблемой является процесс разрушения дамбы между озёрами Кугурлуй и Ялпуг, по которой проходит дорога, соединяющая Измаил и Рени. Об этом журналист Бессарабского медиахолдинга побеседовал со специалистами.

Сюжет Натальи Слободяной, Юрия Слободяного

Наша собеседница Валентина Лавренова хорошо знакома экологам Одесчины. Она – член общественного совета при департаменте экологии и природных ресурсов Одесской облгосадминистрации, участник проектов по заповеданию водно-болотных угодий Придунавья, активный борец за чистоту окружающей нас природной среды, один из пионеров организации «зелёного туризма» на юге нашего региона. Неслучайно беседа о состоянии и перспективах местных экосистем состоялась на природе – на дамбе между озёрами Ялпуг и Кугурлуй.

Сколько себя помнит, наша землячка была влюблена в природу родного края. Неслучайно, видимо, к началу 2000-х гг. решила заняться организацией экологического или так называемого «зелёного туризма». По её глубокому убеждению, люди устают от суеты городов, поэтому с удовольствием едут на природу. Так, одной из первых в Придунавье она начала организовывать экскурсии для зарубежных туристов из Германии, Великобритании и других стран, в ходе которых знакомила гостей с местными экосистемами. Позже Валентина Афанасьевна стала экоактивистом.

Я поняла, что мы постепенно теряем нашу природу, – говорит Валентина Афанасьевна. – Это уже не то, что было даже 20-30 лет назад. Я хочу, чтобы жители Придунавья знали: если лес является лёгкими планеты, то наши водно-болотные угодья, камыш, который там произрастает, являются лёгкими наших степей. К сожалению, сегодня полторы тысячи гектаров плавней, расположенных между Дунаем и озером Катлабух, уже осушены. Кому-то, видимо, это очень необходимо. Уничтожив плавни, мы можем превратить наш край в Сахару.

По словам активистки, в новом укрупнённом Измаильском районе расположены четыре водные экосистемы: «река Дунай – озеро Кагул», «Дунай – озёра Картал, Кугурлуй и Ялпуг»; «Дунай – заказник местного значения «Лунг», озёра Сафьяны и Катлабух»; «Дунай – о. Китай». Все они имеют международный статус территорий особого природоохранного значения «Эмеральд» (или «Изумрудная сеть»).

По мнению Валентины Лавреновой, сегодня для них особую угрозу представляют две проблемы. Первая – одамбирование водоёмов, которое  препятствует свободному поступлению в озёра очищенной в плавнях воды. Второе зло – деятельность специализированных товарно-рыбных хозяйств, которые фактически превратили естественные водоёмы в рыбопитомники, зачастую лишенные нормального водообмена. Чем дальше, тем больше они превращаются в зловонные лужи. К сожалению, сегодня государственные структуры на назревающую катастрофу реагируют слабо.

В беседе с журналистами Бессарабского медиахолдинга Валентина Лавренова обратила внимание ещё на одну проблему – удручающее состояние дамбы между озёрами Кугурлуй и Ялпуг. При осмотре на месте оказалось, что плиты, подпирающие дамбу со стороны Ялпуга, практически сползли в воду.

При повышении уровня воды в водоёме это может привести к полному разрушению гидротехнического сооружения, а стало быть, к нарушению прямого транспортного сообщения между Измаилом и Рени. Кстати, по мнению Валентины Лавреновой, трагическую развязку также приближает интенсивное движение через дамбу большегрузного транспорта, следующего на паромную переправу Орловка–Исакча и обратно.

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились за комментарием к ведущему специалисту Измаильского управления водного хозяйства Григорию Ромалийскому.

– Размывание дамбы, разделяющей Ялпуг и Кугурлуй, носит сугубо природный характер,– сообщил Григорий Антонович. – Процесс связан с интенсивным воздействием озёрных волн, которые возникают под воздействием преобладающих в нашем регионе северных ветров. При ветрах силой 11–15 м/сек высота волн может достигать полуметра. Дамба находится на балансе «Укравтодора», поэтому наше управление не вправе финансировать восстановительные работы на ней. Мы неоднократно обращались к руководству этой государственной структуры с предложением начать восстановительные работы. Однако до сегодняшнего дня ответа не получено.

Очень не хотелось бы завершать эту публикацию на пессимистической ноте, однако действительность – вещь суровая и нередко несправедливая. Остаётся надеяться, что государство не оставит украинское Придунавье с экологическими проблемами один на один.