дамба

Гидротехнических сооружений вдоль Дуная много, в том числе на украинском участке реки. Это шлюзы и дамбы. Они предназначены для регулирования водообмена между Дунаем и озёрами и защиты близлежащих населённых пунктов с примыкающими к ним сельхозугодьями от паводкового затопления. Как всякие творения человеческих рук дамбы подвержены периодическим разрушениям. Это и произошло с дамбой на 97 км  Дуная, о чём сообщает Бессарабия.UA, ссылаясь на результаты мониторинга объекта Измаильским управлением водного хозяйства.

Что же зафиксировала комиссия специалистов-гидротехников и руководителей органов местного самоуправления, побывавшая на месте? В акте обследования, в частности, отмечено, что ещё 27 сентября с целью своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с наводнениями, паводками и минимизацией их последствий, проведено визуальное обследование технического состояния аварийного участка защитной дамбы шлюз Репида-ИСРЗ на 97-м км реки Дунай в Измаильском районе.

В результате выявлено разрушение крепления, выполненного из гибкой бетонной опалубки и специальных, так называемых «габионных  матрацев Рено», длиной 35 м и самого тела дамбы. Кроме того, на другом участке 97 км выявлен размыв коренного берега и тела защитной дамбы на протяжении 50 м.

Разрушение гидротехнического сооружения продолжается. Возникла опасность его прорыва и затопления артезианских скважин, снабжающих Измаил питьевой водой, а также затопления расположенных за дамбой сельхозугодий и  сельских населённых пунктов.

Участок защитной дамбы, по причине извилистого русла реки и турбулентного движения воды, находится в месте постоянного  воздействия течения даже при низких уровнях Дуная. Это приводит к систематическому размыву дамбы. При высоких же уровнях воды, а они прогнозируемы, вышеуказанные объекты инфраструктуры, сёла и пашню дамба защитить не сможет. Это чревато крайне негативными социально-экономическими последствиями. К счастью, на момент обследования уровни воды Дуная находятся ниже средних многолетних показателей.

Выводы и рекомендации комиссии сводятся к тому, что участок 97 км защитной дамбы на 650 метрах требует комплексного решения вопросов берегоукрепления, которое предусматривает научное обоснование ремонтно-восстановительных мероприятий и разработки проектно-сметной документации. Чтобы избежать прорыва дамбы и своевременно предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации, необходимо принять срочные меры по восстановлению в первую очередь двух аварийных участков протяжённостью 35 и 50 метров. Как сообщил  заместитель начальника Бассейнового управления рек Причерноморья и Нижнего Дуная О. А. Чижик, деньги на подготовку проектно-сметной документации изысканы и должны быть освоены до конца года, после чего начнётся этап берегоукрепляющих работ, которые проведет дирекция строительства водохозяйственных объектов Одесской области.

Ранее СМИ информировали, что из 225 км дамб, а это в основном земляные насыпи середины прошлого века, надо укреплять 115 км. При этом из 13 шлюзов-регуляторов половина также нуждается в ремонте, в связи с чем разработан и принят соответствующий инвест-проект объёмом в полтора миллиарда гривен. Финансирование пока не начато, но ожидается в 2022 году. О серьёзности ситуации  свидетельствуют как сумма выделяемых средств, так и масштабы угрозы в случае массивных паводков. Площадь вероятного затопления может достичь 80 тысяч гектаров вместе с 33 населёнными пунктами, автодорогами и  сельхозугодьями.