Чтобы избежать стремительного роста или падения стоимости овощей, украинским фермерам нужно научиться производить продукцию высокого качества.

“Сегодня государственные программы поддержки аграриев – малоэффективны. Они нацелены не на повышение эффективности, качества, улучшения маркетинга, а на рост производства. Последнее приводит к снижению цен. Если мы не умеем продавать или дальше предлагаем продукцию низкого качества, просто производим ее больше.

Например, до сезона 2018-2019-го три года подряд цены на традиционные овощи и картофель были настолько низкими, что многие производители отказались от их производства. Это стало главной причиной роста цены в последующие сезоны”, – рассказал Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.

По его словам, Украине нужно не больше овощей, а продукция высшего качества, которую можно продать в любую страну мира.

Нужно создать репутацию Украины как современного и эффективного производителя, экспортера. Без этого и дальше будем иметь или безумные дефициты, или излишки и стремительные перепады цен. Если у нас будет хотя бы 10-20 крупных предприятий или кооперативов, нацеленных на экспорт овощей, это позволит стабилизировать рынок, обеспечить украинцев качественной продукцией круглый год.

В то же время организацию экспорта нужно начинать с изучения перспективных рынков. Уже потом настраивать производство, хранение, упаковку и логистику. Почему в Дубае лежит морковь из Австралии и картофель из США, но нет украинской продукции?

Почему мы когда-то вытесняли Польшу по луку, а сейчас практически полностью ушли с мирового рынка, почему в наших магазинах встречается продукция ужасного качества? В Украине нет системы, стратегии и мало системных предприятий”, – отмечает Ярмак.

Добавляет, что мощностей для хранения овощей достаточно. Но они распределены неравномерно.

“Мелких производителей много. Хранилищ у них совсем нет или они примитивны и неэффективны. Причина банальна – мелкому фермеру невыгодно самому строить хранилище. Кроме того, это не может быть отдельным бизнесом. Это всегда неотъемлемая часть бизнеса по выращиванию и реализации продукции”, – подытожил экономист.