Глава госпредприятия «Администрация морских портов Украины» Райвис Вецкаганс в начале декабря в ходе визита в Рени проинформировал об объединении Измаильского, Ренийского, Усть-Дунайского филиалов в один – Дунайский с центром в Измаиле. Оптимизацию филиалов планируют провести в рамках грядущей корпоратизации в следующем году. Озвученная идея вызвала серьезное беспокойство как у городских и районных депутатов, так и у портовиков. Людей насторожили два момента – предстоящее существенное сокращение сотрудников АМПУ, а также то, что Ренийский филиал намерены подчинить Измаильскому.

Ренийцы уверены, что центром Дунайского филиала должен стать именно Ренийский филиал АМПУ, поскольку в сравнении с Измаильским, по их мнению, он имеет весомое превосходство по ряду позиций. Так, в Ренийском порту причальная линия в полтора раза длиннее – 3927 км против 2619 км. Порт в Рени занимает более выгодное геополитическое положение – он располагается на стыке украинской, румынской и молдавской границ, на пересечении четырех международных транспортных коридоров. Режим свободной экономической зоны, действующий в Рени, позволяет привлекать большее число операторов, вкладывающих средства в развитие инфраструктуры порта. Ренийский филиал АМПУ имеет более солидный опыт работы со стивидорными компаниями (8 операторов на территории ГП «Ренийский морской торговый порт» и 8 субъектов свободной экономической зоны). В Измаильском же порту, помимо ГП “ИзмМТП”, работают лишь пять стивидорных компаний.

По мнению районного и городского советов, подчинение Ренийского порта Измаилу приведет к тому, что в городе, и без того страдающем от массовой безработицы, работы лишатся еще около 200 человек – сотрудников Ренийского филиала АМПУ.

Потому после визита Вескаганса депутаты Ренийского районного совета изложили свое видение вопроса в обращениях, которые отправили в Министерство инфраструктуры, губернатору и в главный офис АМПУ.

На сессии Ренийского районного совета, проходившей 18 декабря, депутат Сергей Арабаджи вторично заговорил о проблемах портовиков. Он заметил, что «эти письма никто не читает», и что если депутаты действительно стремятся получить результат, то данный вопрос необходимо лоббировать вплоть до того, что придется ездить в Министерство инфраструктуры. Сергей Георгиевич акцентировал внимание также на полугодовой задержке зарплаты админперсоналу ГП «РМТП», – ситуация, по его словам, достигла критической точки.

«Мы не должны останавливаться на письмах, надо ехать в Министерство инфраструктуры, в Верховную Раду. Необходимо создать рабочую группу, которая на разных уровнях будет отстаивать интересы Ренийского порта», – призвал депутатов С. Арабаджи.

Глава райсовета Олег Зуев предложил Сергею Арабаджи сформировать и возглавить эту рабочую группу, его поддержали все депутаты. Группу планируют сформировать на этой неделе. В нее войдут депутаты районного и городского советов, консультативную помощь при составлении обращения окажут представители порта.

Решение рабочей группы будет вынесено на рассмотрение сессий районного и городского советов, чтобы оно стало совместным, ведь порт расположен на территории города и является главным бюджетообразующим предприятием.

Напомним, Бессарабский медиахолдинг ранее обращался за комментарием по вопросу объединения трех филиалов к главе АМПУ Райвису Вецкагансу. Он пояснил, что на данном этапе речь идет не о буквальном объединении администраций Измаильского, Ренийского и Усть-Дунайского портов, а лишь об объединении функционала. Объединение станет возможно только после внесения изменений в закон «О морских портах Украины» и корпоратизации предприятия. Однако при этом ни один из трех портов не будет закрыт, АМПУ заинтересована в развитии всех.

Отметим, корпоратизация АМПУ станет очередным этапом реформы украинской морской отрасли. 13 ноября 2019 года Министерство инфраструктуры обнародовало проект закона «О корпоратизации Администрации морских портов Украины». Проект предусматривает превращение госпредприятия АМПУ в акционерное общество со 100% долей государства и без права отчуждения акций. АМПУ перейдет к модели управления “порт-лендлорд” (от английского landlord — собственник недвижимости, землевладелец). Модель подразумевает, что государство будет владеть землей и водами, прилегающими к порту, и будет предоставлять частным стивидорным компаниям в концессию (аренду) всю портовую инфраструктуру. Имущество, пребывающее на балансе АМПУ (кроме стратегического – объекты портовой инфраструктуры общего пользования, системы навигации, каналы, акватории), будет передано в уставный фонд (собственность), а стратегическое остается за АМПУ в хозяйственном ведении (как государственная собственность). На протяжении трех лет в филиалах и головном офисе АМПУ планируется сократить более 800 сотрудников.