Время от времени, после рассказа об истории Сараты, мне задают такой вопрос: «В 1940 году немцы – основатели покинули поселок. А откуда взялись новые жители?». Частичный ответ у меня был: это жители окрестных сел приезжали на работу, и обосновывались здесь. Конечно же, среди поселившихся – госчиновники, специалисты, учителя, медработкники, которых направляли партийные органы для установления советской власти. Также оставались здесь и обзаводились семьями некоторые военные. Однако даже для меня оказалась открытием история появления в Сарате молдаван.

Диаспора Сараты, 50-е годы 20 ст.

Говоря о некоторых жителях Сараты, моя бабушка добавляла: они «крымские» молдаване, то есть не бессарабские (например, не новоселовские), что было не совсем понятно. И вот, завеса таинственности приоткрылась… Как-то в наш историко-краеведческий музей пришла жительница Сараты Лидия Небога и рассказала историю своей семьи и знакомых ей людей, которых когда-то объединила трагическая судьба.

Так вот, Лидия Дмитриевна Чакир (это ее девичья фамилия), родилась в 1938 году в Мелитополе Запорожской области. Ее бабушка и дедушка жили в селе Дунаевка тогда еще Бердянского уезда Таврической губернии, большинство населения котрого составляли молдаване.

Дунаевка – село, в  котором с момента заселения региона колонистами в 1860-е годы жили молдаване, пришедшие в Приазовье вместе с болгарами, албанцами, гагаузами и русскими. В Дунаевке во время войны румыны стояли. В других селах немцы, а там румыны. (АМАЭ: Новик 1998; АОЕ: Албанцы Украины 1998; стр. 90)

Семья отца – Чакира Дмитрия Михайловича (1908-1949), состоявшая из девяти человек, погибла в период голодомора 1932-33 годов.  Отец, мать, братья, сестры – все  умерли от голода! Сам Дмитрий выжил, потому что имел работу в Мелитополе. Мама Лидии Дмитриевны – Прасковья Николаевна Балташиу (1908 г.) тоже родилась Дунаевке. Позже, когда советская власть выдавала документы своим гражданам, молдавскую фамилию «Балташиу» перекроили на русский манер, и все родственники Прасковьи Николаевны получили фамилию Балташовы.

Родители Лидии Дмитриевны поженились и жили в Мелитополе в своем доме. Кроме Лидии было у них еще двое сыновей: Петр (1936) и Ростислав (1940). Отец работал на мясокомбинате, мать – вела хазяйство и шила на дому. Когда началась война, отец ушел на фронт. Во время немецкой оккупации Приазовье оказалось в составе рейхскомиссариата «Украина». Однако на этой территории свою деятельность вели и румыны (гитлеровцы не препятствовали). В это время Лидия с матерью были в Дунаевке.

И вот весной 1944 г. семью Лидии Дмитриевны Чакир, других их родственников и знакомых – молдаван перед отступлением под натиском советских войск румыны садят в подводы и отправляют в Бессарабию. Люди берут одежду и детей, немного еды и утвари. О трудностях перееезда можно говорить долго: холод, голод, бездорожье – все это пришлось пережить. В Бессарабии эти семьи селят в домах, которые не так давно оставили немецкие колонисты: в Бородино, Мирнополье (прежнее название Фриденсфельд), Светлодолинском (Лихтенталь), Надежде, Сарате… И это было массово. Что задумывали румынские власти, осуществляя это переселение? Вот что удалось установить:

Под румынской оккупацией находилось 10 процентов территории советской Украины. Оккупировав эти земли, румынское правительство внедрило здесь военно-полицейский террор, колониальную экономику, эксплуатацию и систематическую румынизацию. На Буковине, в Бессарабии и Транснистрии были созданы губернаторства, во главе которых «кондукэтор» – генерал Ион Антонеску назначал губернаторов. В каждом губернаторстве действовал директорат румынизации. Антонесковцы в своей деятельности в Украине не ограничивались только землями, которые до 1940 года входили в состав Румынии. В их интересы входило все этнически близкое к румынам население, и гитлеровцы им не мешали.

К 1943 году, поняв, куда клонится маятник войны, румынские сателлиты Германии начали поспешное заселение близких к Румынии юго-восточных украинских земель молдавским населением, которое до этого времени проживало в других, отдаленных регионах Украины. Антонеску мыслил перспективно, на десятилетия вперед. Рассказ о непосредственных организаторах и участниках переселения мы находим в газете «День» от  20 февраля, 2014 г., автор – Федор Шепель, Кировоград, в статье «Антонеску дал приказ.., или чем занималась в годы Второй мировой войны румынская комиссия по переселению?»

В частности, в статье так описываются события: «Были созданы спецгруппы из 20 человек, которые, в свою очередь, разделялась на тройки. Каждая такая тройка руководилась по очереди одним из ее членов и находилась в постоянном движении. Эти походные группы должны были проводить статистический учет всех молдаван, которые проживали в том или ином населенном пункте на украинской территории. Для этого они имели специальные формуляры. По пути распределяли пакеты-подарки (соль, спички, табак и т. п.), посланные так называемым Советом опеки. Одновременно «дарили» и разного рода идеологическую пропагандистскую продукцию, в частности «национал-шовинистические манифесты».

Писали подробные доклады о настроениях молдаван, то есть «об их чувствах относительно советского строя». Особым образом отмечались места, где общины молдаван остались не ассимилированными, у которых в быту остались народные обычаи, традиции, проявления национального сознания. Но главным была подготовка к проведению перемещения молдаван для заселения тех земель, которые считались исторически румынскими. С этой целью власти активно вербовали активистов-помощников из числа местных жителей.

Так, ныне реабилитированный молдаванин Ч. О., «в 1947 году приговоренный военным трибуналом войск МВС Одесской области к пятнадцати годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях, в нескольких селах Кировоградщины готовил списки людей, которые знали молдавский язык, а также лично сопровождал четыре эшелона переселенцев. Из его свидетельств можно сделать вывод, что только из Кировограда в Бессарабию во время войны вывезено около 200 семей. Кстати, далеко не все молдаване делали это добровольно. Таким румынские посланцы недвусмысленно угрожали.

А вот житель села Грузское Кировоградского района Г. И. выступал на собраниях, которые проводили представители Румынии во многих населенных пунктах области, призывал к переселению и потом лично сопровождал переселенцев, получая за это до 15 тыс. оккупационных рублей в месяц. В Грузском, Шевченковом и Александрии раздавал подарки от румынских властей. Человек этот был настолько ответственным и так проникался возложенными на него обязанностями, что самые неожиданные ситуации умело поворачивал в указанное «сверху» русло. Так, в январе 1944 года, когда немцы этапом гнали население на Запад, какие-то Шуринов и Димитрович, увидев его в румынской военной форме на одной из улиц Вознесенска, обратились с просьбой о помощи, на следующий день утром Г. И. (совсем незнакомый для них человек) пришел в лагерь и приказал, чтобы те, кто считает себя молдаванами, вышли и выстроились. Тогда он вывел из лагеря около 120-130 «молдаван»: перевел их через Днестр и попросил выполнить только одну просьбу: «Расходитесь и поселяйтесь, кто где хочет, но только в пределах Бессарабии».

Еще один уроженец Приазовья, П. Г., собирал сведения о молдаванах в Запорожской области и Крыму (Ялте, Алуште, Севастополе, Симферополе). При случае был переводчиком…».

Вот таким способом в Сарате и других населенных пунктах Бессарабии «повысился» процент молдавского населения. Почему этих людей называют «крымскими» молдаванами – вы поняли. Таврическая губерния, откуда они родом, включала в себя и Крым. Некоторые были действительно из Крыма.

Лидия Дмитриевна Небога в Сарате закончила школу, вышла замуж, воспитала детей. Работала в Саратском райфинотделе, а ее муж – на винзаводе. Отец Чакир Дмитрий Михайлович после войны, вернувшись с фронта инвалидом, нашел семью в Сарате, но погиб в 1949 от несчастного случая. А мать Прасковья Николаевна прожила до 1990 года, похоронена в Сарате.

Лидия Дмитриевна Небога назвала своих родственников и знакомых, которые образовали в Сарате «диаспору» крымских молдаван: это уважаемые и знакомые всем саратцам люди с фамилиями Чакир, Балташов, Радян, Попов, Рош, Цуркан, Мустяц, Сербов, Иванов, Куемжи.

Еще в музее побывала Елена Пантелеевна Иванова, рассказала о своей семье. Она родилась в 1942 году в крымском городе Джанкой. Она с родителями – отцом Ивановым Пантелеем Гавриловичем (1910-1971), матерью Анастасией Михайловной (1910-1997), четырьмя братьями и сестрами тоже были вывезены из Дунаевки Запорожской области. Сначала их поселили в селе Мирнополье Саратского района, потом отец нашел работу в «Заготзерно» Сараты и они переехали сюда.

Нам – историкам и музейным работникам – интересно услышать воспоминания и других людей. Пишите, заходите в музей.