фуры

Три российских большегруза – два Mercedes и один MAN – в день вторжения агрессора не смогли выехать из Украины и были брошены вместе с товаром в Болградском районе. Журналист Бессарабия.UA встретилась с заместителем руководителя Болградской окружной прокуратуры Дмитрием Цоевым, чтоб узнать подробности по данному факту.

Дмитрий Константинович рассказал, что в самом начале войны в Болградскую окружную прокуратуру поступила информация о возможном пребывании на территории Болградского района грузовых автомобилей с российской регистрацией. Отмечалось, что три фуры в ночь с 23 на 24 февраля въехали в Украину через таможню на границе с Молдовой. Груженные товаром они направлялись поначалу в Беларусь, а после – в россию. Однако 24 февраля границы были закрыты, и, по имевшимся данным, все три автомобиля остались в Болградском районе.

Начался поиск фур. «Мы объехали территории Болграда и прилежащих сел, на которых физически могла находиться такого рода техника. Это, разумеется, не свойственно прокуратуре, но сегодня идет война, и каждый выполняет те функции, которые требует время. Так и нам пришлось выполнять несколько не свойственные нашему ведомству функции, чтобы это имущество было обнаружено», — делится Дмитрий Цоев.

Два автомобиля Mercedes были обнаружены прокурорами в двадцатых числах марта на территории автопарка ЗАО «Болградтранс». Машины привлекли к себе внимание отсутствием регистрационных номеров. Третий автомобиль – MAN – был выявлен сотрудниками областного розыска на территории другой организации в Болграде. На нем был прикреплен не принадлежащий ему молдавский номерной знак – так называемая «подвеска».

Болградские прокуроры сделали запрос в пограничную и таможенную службы, в ответ пришли данные о VIN-кодах фур, пересекавших границу Украины в ночь с 23 на 24 февраля. Они полностью совпали со знаками, которые были на трех выявленных грузовиках.

Для справки:

Vehicle Identification Number — идентификационный номер транспортного средства, он состоит из 17 знаков, содержащих сведения о производителе, характеристиках транспортного средства, о годе выпуска. VIN-код выбивается заводом-производителем на шасси, основных узлах и агрегатах, как на прицепах, так и на тягаче. Его крайне тяжело уничтожить. 

Как пояснил Дмитрий Константинович, при въезде в Украину в базу вносятся не только государственные регистрационные номера, но и VIN-коды. Так, проверив данные по точкам заезда, прокуроры определили, что найденные фуры въехали по конкретным номерам российской федерации.

«С них были сняты государственные регистрационные знаки и таблички с VIN-кодами. Считаем, это было сделано для того, чтобы нельзя было идентифицировать автомобили как собственность рф, ведь с 7 марта стал действовать Закон Украины «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов». На одной из машин были установлены номерные знаки другого государства, а именно Молдовы. По информации, что мы получили, следовало, что хозяева пытались вывезти эту машину обратно на территорию Молдовы, используя так называемый «подвес»», – поясняет прокурор.

Поскольку Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за действия, связанные с уничтожением номерных знаков, идентифицирующих автомобиль, по данному факту были открыты криминальные производства.

Выявить собственников автомобилей не составило труда – нужные сведения хранятся в открытом доступе. Воспользовавшись реестрами рф, прокуроры выяснили, что фуры принадлежат юридическим лицам, зарегистрированным на территории рф. На помощь пришли также Google и соцсети – благодаря им нашли доступную информацию о бенефициарах.

Все три прицепа грузовиков были загружены текстилем – шерстью, тканями, одеждой. По штрих-кодам и маркировкам на тюках и рулонах определили место следования товара – он направлялся в Москву, Петербург, Дагестан и т.д.. Суммарная стоимость российского «добра» – фур и самого груза – составляет порядка миллиона долларов. Причем, товар оценен в разы дороже транспорта, значение ценника которого составляет 150 тысяч долларов (50 тысяч за фуру).

Сотрудники СБУ, в связке с которыми работают прокуроры, уже связывались с водителями брошенных грузовиков — гражданами Молдовы. На данный момент они находятся у себя на родине и приезжать в Украину для выяснения обстоятельств не имеют ни малейшего желания.

Между тем не исключено, что регистрационные номера и таблички были сняты именно водителями. А поскольку уголовное производство ведется по ст. 290 УК (Уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортного средства), то вопросы к молдавским дальнобойщикам все же имеются.

Кроме того, как было выше сказано, после 18 марта (до того, как автомобили были обнаружены сотрудниками прокуратуры) неизвестными была предпринята попытка вывезти одну из машин с территории Украины.

Что же касается самого въезда автомобилей рф в Украину, то, по словам собеседника, «до войны законодательного запрета на пересечение границы россиянами и их транспортом не было. Ограничения были введены с момента начала войны». Таким образом «криминал» заключается лишь в снятии номерных и идентификационных знаков.

На вопрос, как на территории автопарка могли незаметно появиться подозрительные машины без номеров, Дмитрий Константинович ответил: «В автопарке каждый вечер много автомобилей. Всем дальнобойщикам надо где-то отдыхать, и это издавна сложилось, что несколько предприятий предоставляют такого рода услуги по ночной парковке. Здесь машины свободно оставляют все, кто хочет».

Перед сотрудниками Болградской окружной прокуратуры на данный момент стоят три задачи: подробное описание внутреннего содержимого фур, наложение ареста на транспорт и товар и их последующая передача на нужды обороны.

По состоянию на сегодняшний день уже наложен арест на первую машину и товар в ней, по второй машине и ее содержимому ходатайство в суд было подано в четверг, по третьей к следственному судье намерены обратиться в ближайший понедельник.

Все три объекта со дня обнаружения по настоящее время находятся под круглосуточной охраной, которую обеспечил Болградский районный территориальный центр комплектования и социальной поддержки (по-старому – военкомат – ред.).

Когда все три авто будут арестованы, завершится процессуальное оформление, сотрудники Болградской окружной прокуратуры обратятся в Одесскую областную военную администрацию с тем, чтобы в рамках ее полномочий был решен вопрос о передаче данных автомобилей Министерству обороны либо Территориальной обороне. Прокуроры очень надеются, что автомобили, которые удалось найти и «национализировать» у российских бизнесменов, будут направлены туда, где сегодня они нужнее.