В субботу, 10 октября, команда Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» и редакции издания «Избирком» приехала из Одессы в Измаил для презентации нового уникального проекта — Музея выборов. Журналист Бессарабского медиахолдинга побывала на мероприятии и воочию убедилась в изобретательности и широком полёте фантазии политтехнологов.

Экспозиция из 79 единиц печатной продукции, продуктовых наборов и предметов первой необходимости, которые в разные годы использовались в предвыборных кампаниях для агитации, разместилась в одном из залов «Интерклуба Моряков».

На полках можно увидеть гречку, за которую украинцы отдавали голоса, агитационные плакаты политиков, в том числе о тех, которые в наши дни уже позабыты. Представлены вниманию посетителей и аккуратные баночки с мёдом от одного из благотворительных фондов одесского кандидата. Их раздавали школьникам прямо по месту их обучения. Были здесь и продуктовые наборы, судя по всему, собранные на скорую руку. Почему? Помощники кандидатов даже не удосужились поснимать ценники с провианта перед тем, как его вручить бабушкам и дедушкам. А чего стоят «Аптечки первой помощи» в одноразовых пластиковых контейнерах с антистрессовым наполнением – флакончиками «Корвалола» и настойкой валерианы!

Весь агитматериал организаторам помогали собирать обычные люди, одесситы и жители других регионов Украины, которые, проведя дома инвентаризацию, приносили в офис организации политические артефакты.

Как рассказал главный редактор издания «Избирком» Валерий Болган, цель проекта – показать историю выборов, их эволюцию.

«Мы хотим напомнить людям о том, что выборы – это важный институт демократии, который может иметь как позитивную, так и негативную окраску. К примеру, когда кандидат или политическая партия знакомит вас со своей предвыборной программой, присылая соответствующие материалы, то это хорошо и правильно. Ведь из них вы узнаёте, как он или она видят будущее Украины, региона, конкретного населённого пункта. Сейчас есть несколько общественных инициатив, которые фиксируют такие обещания и потом, через пять лет, проанализируют, насколько это выполнено. Такие аналитические материалы в целом очень полезны, поскольку помогают наглядно увидеть, как тот или иной кандидат, воплощал или нет обещанное. Если напротив той или иной фамилии много красных упреждающих индикаторов, свидетельствующих о несбывшихся планах, это заставляет избирателя задуматься: а стоит ли в дальнейшем доверять такому политику?», — сообщил главред «Избиркома».

Проанализировав предвыборные листовки разных лет, а это с 1989 по 2019 годы, Валерий Болган констатировал, что большинству из них не хватает конструктивности. То есть не только громогласных заявлений о том, как та или иная политсила неэффективно управляет государством, а и анонса реальных шагов по изменению сложившейся ситуации. Так что можно смело сказать, что проект носит не только развлекательный характер, но и просветительский. Ведь для того, чтобы добиться улучшения жизни, очень важно взвешенно подходить к анализу предыдущего опыта, выделяя сильные и слабые стороны. Также нередко политические партии используют в агитации звёзд. Коллекция музея хранит такой пример в виде пригласительного на концерт всемирно известной группы Scorpions. На нём нет упоминаний о том, что это политическая агитация, а лишь только небольшая приписка: «Почётный гость (имя политического кандидата)».

Организаторы экспозиции убеждены, что с подкупом избирателей необходимо бороться на законодательном уровне.

«Кстати, система выборов, которая у нас сейчас, частично устраняет эту проблему, поскольку кандидатам становится невыгодно подкупать избирателей ввиду их большого количества», — отметил Валерий.

После выборов 2020 года коллекция музея пополнится новыми экземплярами. Организаторы специально не включали их в представленный ныне ассортимент, дабы не оказывать влияния на итоги избирательного процесса.

Отметим, что Измаилу выпала честь стать первым городом после Одессы, в котором была презентована данная выставка. В эту субботу аналогичное мероприятие запланировано в Одессе, а уже в ближайший понедельник – в Рени. Более подробная информация обо всех активностях организации размещена на её странице в «Фейсбуке».

Тех, кто не успел воочию ознакомиться с экспонатами выставки организаторы приглашают в Музей выборов в Одессе, который открылся 7 октября в Приморском районе города по адресу: ул. Садиковская,25. Первые дни работы музея продемонстрировали высокий интерес к экспозиции. Он был создан одесской командой в рамках кампании по противодействию вражеским информационным операциям и повышению критического мышления при поддержке международной организации Open Information Partnership.