В предыдущих публикациях мы напомнили о порядке избрания депутатов в представительные органы местного самоуправления, а также опубликовали список тех, кто в октябре 2015 года был избран в Измаильский городской совет. До того, как перейти к персональной оценке работы каждого из депутатов, попробуем проанализировать деятельность городского совета с точки зрения его открытости и публичности.

Работа нашего главного органа местного самоуправления, призванного принимать основные решения, действующие на территории Измаила, организована согласно такому документу, как Регламент Измаильского городского совета седьмого созыва, принятого 17 ноября 2015 г.

Горсовет проводит свою работу сессионно. Сессия – основная организационная форма деятельности – представляет собой этап из подготовки проектов решений, рассмотрения их на заседаниях постоянных депутатских комиссий, обсуждения и голосования на пленарных заседаниях полным составом горсовета. Голосования происходят тайно с подсчетом и фиксацией голосов электронной системой. Результаты мгновенно отражаются на табло. Очень редко голосования проводятся в поименном режиме. Их итоги оглашаются сразу, но отследить позиции депутатов можно только позже на сайте Измаильского горсовета во вкладке «Підсумки голосування».  

Председательствует на пленарных заседаниях городской голова Андрей Абрамченко, а в его отсутствие секретарь горсовета Сергей Чмыга, которые не входят ни в одну из созданных депутатских комиссий или фракций.

Так как Регламент установил, что фракции горсовета формируются на партийной основе из не менее чем 10 депутатов, в нынешнем созыве действует только одна фракция, именуемая фракцией партии «Блок Петра Порошенко «Солидарность». В ней сейчас 26 депутатов. Часть депутатов, избранных от партии «Оппозиционный блок», которых изначально было восемь (сейчас – семь) человек, вынуждены были объединиться в депутатскую группу, что несколько сужает их возможности.

В Измаильском горсовете сформированы пять постоянных депутатских комиссий, в составе которых по семь членов:

  1. По вопросам бюджета и социально-экономического развития города;
  2. По вопросам инфраструктуры и жизнеобеспечения города;
  3. По вопросам гуманитарной политики;
  4. По вопросам землепользования;
  5. По вопросам коммунальной собственности.

Со списком этих комиссий, а также с набором другой общей информации можно ознакомиться на сайте Измаильского городского совета в разделе «Міська рада». Есть там и вкладка «Відомості про депутатів» с фотографией и короткими биографическими данными по каждому из них.

Абсолютно неинформативна на сайте страница «Звіти депутатів». Последние данные, размещенные там – за 2014 год – относятся к депутатам горсовета предыдущего созыва. Нынешний состав ни письменно, ни публично (коллективно или персонально) перед избирателями не отчитывается, хотя законодательство требует от них делать это ежегодно.

Избирателям может быть полезна информация на сайте, представленная в табличной форме как график приема депутатами граждан. В нем отражены время и место приема. Периодичность у каждого разная. Кто-то определил себе еженедельный график по 1 – 2 часа, некоторые решились на двухчасовые встречи два раза в месяц, но большинство депутатов решили, что одного часа в месяц для приема граждан достаточно. У депутатов – предпринимателей местом приема, как правило, являются их офисные помещения. Депутаты – должностные лица из системы органов местного самоуправления принимают в своих кабинетах. Часть депутатов обозначила местом приема кабинет №321 на третьем этаже административного здания – так называемая депутатская комната.

Надо отметить, что многолетнее наблюдение и целенаправленный мониторинг присутствия депутатов согласно заявленному графику приема граждан дает мне основание утверждать, что ответственно относятся к этой составляющей деятельности не более четверти от общего состава депутатов. Примерно половину из 35 действующих депутатов горсовета не всегда удавалось застать в указанном месте и в обозначенное время. Ну а 7 – 9 наших избранников просто игнорируют данный пункт своих обязанностей, никогда не находясь там, куда гражданин может прийти в надежде обратиться со своим вопросом.

Доступ на пленарные заседания сессии городского совета свободен. Даты их проведения известны заранее. В зале на задних рядах обычно всегда есть свободные места для желающих присутствовать. Журналистам аккредитованных СМИ даже предоставляется распечатка повестки дня и тексты проектов некоторых решений.

А вот информации о месте и времени проведения заседаний постоянных депутатских комиссий нет. Присутствие посторонних и даже журналистов там, как правило, не приветствуется. Отстаивать право находиться в помещении, где идет заседание, представителям общественных организаций иногда приходилось «с боем». Не особо хотят депутаты пускать «на кухню», когда идет обсуждение важных вопросов или наоборот тема не выводится в плоскость объективного всестороннего рассмотрения.

Так происходит сейчас в Измаиле, что взаимное согласие и отсутствие дискуссий на уровне горсовета представляется как благо и огромное достижение «команды мэра». Пленарные заседания с перечнем из 25 – 30 вопросов повестки дня могут длиться до 40 – 50 минут. Редко, когда депутаты нынешней каденции засиживаются больше часа. Заседания иногда превращаются в продолжительный монолог Андрея Абрамченко, прерываемый процедурой голосования. Увидеть на табло в пункте «против» другую цифру, вместо «0» – большая редкость. Часто со стороны депутатов к выступающим от управлений, отделов или коммунальных предприятий с докладами по повестке дня, не то что вопросов нет – они даже на трибуну иногда не поднимаются. Все аргументы «за» принятие предлагаемого решения высказывает городской голова, и порой присутствующие в зале не находят повода и для короткой реплики.

Является ли это свидетельством безальтернативности решений? Может ли это быть результатом доскональной проработки проблем? Говорит ли это о том, что у депутатов единая позиция по принимаемым мерам, кадровым вопросам или суммам финансирования? Да, может. Но не всегда же! Судя по реакции общественности на многие неоднозначные действия городской власти в сферах благоустройства и строительства, реформирования системы медицины, выделения бюджетных средств частным компаниям, привлечения в качестве подрядчиков фирм с сомнительной репутацией, вопросы должны возникать и у тех, кому доверено вырабатывать решения. Кто как не депутаты, наиболее информированные и вовлеченные в процесс, обязаны быть предусмотрительными, экономными и принципиальными.

Нет в действующем Измаильском городском совете оппозиции. Семь представителей партии «Оппозиционный блок» по своим идеологическим принципам, социальному статусу, внутренним интересам и устремлениям не являются оппонентами большинству депутатов фракции «БПП «Солидарность». Не будут они ради абстрактной поддержки неравнодушных жителей города высказываться или действовать против генеральной линии промэрского большинства.

Большинство это не пошатнуть. Значительная часть депутатов горсовета – это прямые подчиненные городского головы – Сергей Чмыга, Назим Агаев, Сергей Лузанов, Наталья Кесиора, Виталий Белов, Ольга Фролова, Сергей Проданов, должностные лица структурных коммунальных подразделений горсовета Геннадий Кошевой, Наталья Бойко, Лариса Курис, а также руководители частных предприятий, плотно задействованные в освоении бюджетных средств Игорь Дехтярев, Иван Стоянов, Иван Гайдай, Андрей Литвин, Роман Белицкий, Георгий Кинев. Будут ли они выражать особое мнение вопреки единоличным решениям лучшего мэра современности – вопрос риторический. Более того, судя по тому, что в Измаиле у нас фактически одна «говорящая голова», многие из вышеназванных неформально лишены права комментировать решения и действия городской власти: как бы не проговорились…