Первый тур президентских выборов миновал. Промежуточный результат оглашен, впереди – второй этап предвыборной гонки. Пройдет ли он без эксцессов, с каким результатом завершится – пока не известно. В этой публикации речь пойдет о том, что предшествовало как дню голосования, так и выборам на одном маленьком избирательном участке, каких в Украине сотни тысяч.

Мой первый опыт участия в выборной кампании в составе участковой избирательной комиссии оказался познавательным. Ведь в ходе работы довелось столкнуться с многими вещами: спецификой оформления определенных документов, несовершенством управленческих механизмов, двояким толкованием украинских законов, особенностями психологии.

Сразу отмечу, что в составе комиссии всегда есть люди, имеющие соответствующую подготовку и навыки работы. Для новичков типа меня предусмотрены обучающие семинары и тренинги. В нашем распоряжении есть методическая литература, а также определенные интернет-ресурсы, на которых размещены видеоролики с обыгранными примерами тех или иных ситуаций, происходящих до, во время, и после голосования. Все это вкупе сводит к минимуму процент технических ошибок, которые порою допускают члены комиссии.

Согласно Закону Украины «О выборах Президента Украины» (раздел IV, статья 39), «органы исполнительной власти обязаны содействовать избирательным комиссиям в реализации их полномочий: … в соответствии с установленными Центральной избирательной комиссией нормами обеспечивать транспортными средствами, средствами связи, оборудованием, оргтехникой» и т.д. На деле же, лишь малая часть из данного перечня была выполнена.

Списки. Уже стало притчей во языцех несовершенство списков, которые предоставляют органы Государственного реестра избирателей. Это неточности в персональных данных (ошибки в именах и фамилиях, неверные даты рождения либо адреса регистрации), наличие «мертвых душ» (умерших людей), а также отсутствие фамилий реальных избирателей. Поэтому процесс уточнения и дополнения списков вносит в работу комиссии ненужную нервозность.

Откуда такая неразбериха? Часть вины лежит на органах статистики (ЗАГС, миграционная служба), поскольку их участие в регулярной корректировке реестра избирателей является основным. Данные этих структур не всегда точны и своевременны. Но ответственность лежит и на самих гражданах Украины. За месяцы до выборов и даже за две недели до дня голосования каждый может проверить наличие своей фамилии или правильность своих персональных данных в списках. Но делают это не все, причем даже те, у кого незадолго до голосования произошли какие-то изменения. Подобное безразличие в итоге приводит к тому, что люди лишают себя возможности проголосовать, но при этом пытаются переложить вину на членов комиссии.

И, наконец, день голосования. Выборный процесс беспощадно отображает уровень культуры наших сограждан. Люди позволяют себе вызывающее поведение в общественном месте, неуважительное отношение к членам комиссии. Мне задавались просто провокационные вопросы: «А за кого голосовать?», «Где тут деньги выдают за голос?», «Зачем вы берете в руки мой паспорт?», «Может, еще проверите, замужем я или нет?», «Для чего вам моя прописка?». А кто-то и вовсе явился на избирательный участок в нетрезвом состоянии.

Приводить подобных примеров можно много. Главный вывод из моих наблюдений заключается в том, что многим нашим согражданам легче в базарных очередях и в автобусах годами обругивать всё и вся (действующую власть, Америку, Россию), чем исполнять свои обязанности и пользоваться правами. Избираемая нами власть является слепком общества. Именно низкая политическая культура народа эту власть и формирует.