Страшная авария на Ташбунарском перегоне 16 мая 2004 года, в которой при столкновении с грузовым поездом №2746 погибли 18 пассажиров ав­тобуса ЛАЗ-895 рейса Васильевка – Измаил, навсегда запомнится жителям юга Одесской области. Ибо она оказалось самой масштабной катастрофой в истории неохраняемых железнодорожных перездов нашего региона. И именно после этой трагедии правительство Украины приняло решение о про­должении на злополучном участке строительства объездной дороги, дабы в будущем избавить водителей и пассажиров от опасности.

Трагическое событие, имев­шее место 15 лет назад, еще раз показало, насколько ри­скованно откладывать в дол­гий ящик решение животре­пещущих проблем, связанных с вопросами безопасности и здоровья людей.

Журналисты Бессарабско­го медиа-холдинга накануне годовщины катастрофы по­бывали в селе Васильевке Болградского района, где по­общались с сельским головой Петром Бойчевым.

– Я с самого начала участво­вал в ликвидации последствий аварии, – рассказывает Петр Дмитриевич, который на тот момент работал заместите­лем директора базового хо­зяйства СЧП «Агропродукт». – Это было ужасно! Всего из нашего села тогда погибли 16 человек, еще двое погибших были из Каменки.

Удар локомотива пришелся на заднюю часть автобуса, некоторые пассажиры выле­тели из окон, потом кто-то из них оказался под автобусом. Тела людей были изувечены, одну женщину вынуждены были хоронить, закрыв голову. А 28-летнего Федора Туфекчи опознать смогли с большим трудом. Родные всё искали его среди жи­вых, отказывались признавать погиб­шим.

В один день всё село наше почер­нело, потому что та беда не обошла стороной никого: в аварии у кого-то погиб близкий род­ственник, у кого-то – дальний. В один день хоронили 14 человек (двое позже скончались в больнице). Это было страш­ное зрелище.

В некоторых семьях было и по два погибших. Например, сразу ушли 30-летние супру­ги Каражовы, у них остались маленькие сын и дочь, над ко­торыми потом оформили опе­кунство бабушка и дедушка. В другой семье погибли бабушка и внук. В том автобусе с род­ными ехали и двое выпускни­ков школы – за костюмами на Измаильский рынок. Ни один из них не выжил.

А позже из жизни ушли еще пять или шесть человек, кото­рые были в том автобусе. Воз­можно, сказались пережитые потрясения. Некоторые люди долго лечились, а кто-то так и остался инвалидом. Авария сильно прошлась по нашему селу.

Каждый год в поминальные дни жители Васильевки прихо­дят на кладбище к погибшим.

Буквально сразу же после аварии наши сельчане собра­ли деньги, чтобы установить памятник на месте трагедии. И меньше чем через год его поставили. На нем указаны имена погибших, есть их фо­тографии.

После аварии прошло много лет, уже вышел из тюрьмы водитель автобуса, он живет в нашем селе, находится на пенсии.

Сельский голова обратил внимание на то, что Ташбу­нарский переезд, на котором произошла авария, был не­охраняемым. В целях эконо­мии охрана на нем была снята еще лет за пять до происше­ствия. Но предупредительные знаки оставались. Почему водитель автобуса на них не отреагировал – вопрос…

Опасным на тот момент был и Каменский переезд, там в постсоветские годы также произошла серьезная авария: в результате столкновения ав­тобуса Измаильского порта с поездом погибли три человека.

Что касается строительства объездной дороги, то оно было начато еще в советские годы, но с развалом социалистической си­стемы работы прекра­тили, и недостроен­ная пятикилометровая трасса долго остава­лась в забвении – пока не пробил тот самый «черный час».

Представим неко­торые подробности собятия, оставшегося в памяти жителей об­ласти, и его основные последствия.

Столкновение ав­тобуса и поезда на Ташбунарском пере­езде у села Кирнички Измаильского района произошло в 7.40. На месте погибли сразу 15 человек, еще 29 по­лучили повреждения разной степени тяже­сти. Пострадавшие были го­спитализированы в Измаиль­скую городскую и Дунайскую бассейновую больницу. В результате полученных травм впоследствии три человека скончались в лечебных уч­реждениях.

На место катастрофы в тот же день прибыла пра­вительственная комиссия под руководством вице-пре­мьера Андрея Клюева. В ее состав вошли заместители министров (транспорта, по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, здравоохра­нения), а также представители Одесской ОГА.

В отношении водителя Ива­на Каражова (который, к слову, не получил никаких поврежде­ний), областное следственное управление открыло уголов­ное дело по ч. 3 ст. 286 (На­рушение правил безопасности дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, если его действия повлекли гибель нескольких лиц) и ч. 1-2 ст. 358 (Подделка документов и использование поддельных документов) УК Украины.

Измаильский горрайонный суд в лице судьи Степана Пе­пеляшкова в июне 2005 года приговорил Ивана Каражова к 9 годам заключения и штра­фу в размере 1 тыс. грн за подделку путевых документов. Гражданский иск потерпев­ших к водителю на предмет возмещения материальных убытков судья оставил без рассмотрения.

…Уже больше десяти лет жители нашего края ездят по безопасной трассе, а очер­тания старой дороги сегодня едва можно рассмотреть, да и то, если задаться такой целью. С нее в свое время было снято и асфальтовое покрытие, теперь это просто грунтовая дорожная лента. Однако если пройтись по ней к железнодорожному пере­езду, то можно обнаружить у самой колеи памятник. На нем лица восемнадцати че­ловек. Это те самые люди – юноши и пожилые, чьи жиз­ни были положены на чашу весов меркантильных госу­дарственных мужей, долгие годы не решавшихся на пусть и значительные, но крайне необходимые материальные траты ради безопасности сво­их же граждан. К сожалению, за подобную бездеятельность в нашей стране наказание не предусмотрено…