Страшная авария на Ташбунарском перегоне 16 мая 2004 года, в которой при столкновении с грузовым поездом №2746 погибли 18 пассажиров автобуса ЛАЗ-895 рейса Васильевка – Измаил, навсегда запомнится жителям юга Одесской области. Ибо она оказалось самой масштабной катастрофой в истории неохраняемых железнодорожных перездов нашего региона. И именно после этой трагедии правительство Украины приняло решение о продолжении на злополучном участке строительства объездной дороги, дабы в будущем избавить водителей и пассажиров от опасности.
Трагическое событие, имевшее место 15 лет назад, еще раз показало, насколько рискованно откладывать в долгий ящик решение животрепещущих проблем, связанных с вопросами безопасности и здоровья людей.
Журналисты Бессарабского медиа-холдинга накануне годовщины катастрофы побывали в селе Васильевке Болградского района, где пообщались с сельским головой Петром Бойчевым.
– Я с самого начала участвовал в ликвидации последствий аварии, – рассказывает Петр Дмитриевич, который на тот момент работал заместителем директора базового хозяйства СЧП «Агропродукт». – Это было ужасно! Всего из нашего села тогда погибли 16 человек, еще двое погибших были из Каменки.
Удар локомотива пришелся на заднюю часть автобуса, некоторые пассажиры вылетели из окон, потом кто-то из них оказался под автобусом. Тела людей были изувечены, одну женщину вынуждены были хоронить, закрыв голову. А 28-летнего Федора Туфекчи опознать смогли с большим трудом. Родные всё искали его среди живых, отказывались признавать погибшим.
В один день всё село наше почернело, потому что та беда не обошла стороной никого: в аварии у кого-то погиб близкий родственник, у кого-то – дальний. В один день хоронили 14 человек (двое позже скончались в больнице). Это было страшное зрелище.
В некоторых семьях было и по два погибших. Например, сразу ушли 30-летние супруги Каражовы, у них остались маленькие сын и дочь, над которыми потом оформили опекунство бабушка и дедушка. В другой семье погибли бабушка и внук. В том автобусе с родными ехали и двое выпускников школы – за костюмами на Измаильский рынок. Ни один из них не выжил.
А позже из жизни ушли еще пять или шесть человек, которые были в том автобусе. Возможно, сказались пережитые потрясения. Некоторые люди долго лечились, а кто-то так и остался инвалидом. Авария сильно прошлась по нашему селу.
Каждый год в поминальные дни жители Васильевки приходят на кладбище к погибшим.
Буквально сразу же после аварии наши сельчане собрали деньги, чтобы установить памятник на месте трагедии. И меньше чем через год его поставили. На нем указаны имена погибших, есть их фотографии.
После аварии прошло много лет, уже вышел из тюрьмы водитель автобуса, он живет в нашем селе, находится на пенсии.
Сельский голова обратил внимание на то, что Ташбунарский переезд, на котором произошла авария, был неохраняемым. В целях экономии охрана на нем была снята еще лет за пять до происшествия. Но предупредительные знаки оставались. Почему водитель автобуса на них не отреагировал – вопрос…
Опасным на тот момент был и Каменский переезд, там в постсоветские годы также произошла серьезная авария: в результате столкновения автобуса Измаильского порта с поездом погибли три человека.
Что касается строительства объездной дороги, то оно было начато еще в советские годы, но с развалом социалистической системы работы прекратили, и недостроенная пятикилометровая трасса долго оставалась в забвении – пока не пробил тот самый «черный час».
Представим некоторые подробности собятия, оставшегося в памяти жителей области, и его основные последствия.
Столкновение автобуса и поезда на Ташбунарском переезде у села Кирнички Измаильского района произошло в 7.40. На месте погибли сразу 15 человек, еще 29 получили повреждения разной степени тяжести. Пострадавшие были госпитализированы в Измаильскую городскую и Дунайскую бассейновую больницу. В результате полученных травм впоследствии три человека скончались в лечебных учреждениях.
На место катастрофы в тот же день прибыла правительственная комиссия под руководством вице-премьера Андрея Клюева. В ее состав вошли заместители министров (транспорта, по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, здравоохранения), а также представители Одесской ОГА.
В отношении водителя Ивана Каражова (который, к слову, не получил никаких повреждений), областное следственное управление открыло уголовное дело по ч. 3 ст. 286 (Нарушение правил безопасности дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, если его действия повлекли гибель нескольких лиц) и ч. 1-2 ст. 358 (Подделка документов и использование поддельных документов) УК Украины.
Измаильский горрайонный суд в лице судьи Степана Пепеляшкова в июне 2005 года приговорил Ивана Каражова к 9 годам заключения и штрафу в размере 1 тыс. грн за подделку путевых документов. Гражданский иск потерпевших к водителю на предмет возмещения материальных убытков судья оставил без рассмотрения.
…Уже больше десяти лет жители нашего края ездят по безопасной трассе, а очертания старой дороги сегодня едва можно рассмотреть, да и то, если задаться такой целью. С нее в свое время было снято и асфальтовое покрытие, теперь это просто грунтовая дорожная лента. Однако если пройтись по ней к железнодорожному переезду, то можно обнаружить у самой колеи памятник. На нем лица восемнадцати человек. Это те самые люди – юноши и пожилые, чьи жизни были положены на чашу весов меркантильных государственных мужей, долгие годы не решавшихся на пусть и значительные, но крайне необходимые материальные траты ради безопасности своих же граждан. К сожалению, за подобную бездеятельность в нашей стране наказание не предусмотрено…