Знакомьтесь: частный предприниматель и одновременно молодая мама талантливого ребенка из города Рени Инна Енчу. Вот уже четыре года она каждую неделю ездит со своим сыном Константином в один из специализированных центров Измаила, где мальчик занимается ментальной арифметикой и либерикой. Результат налицо: в свои 8 лет он, ученик 2 класса Ренийской гимназии, призер многих олимпиад, из которых три всеукраинские и три международные.

Думается, опыт Инны в организации для ребенка оптимального учебного и воспитательного процесса будет интересен многим родителям, поэтому мы решили узнать у нее подробности. Заодно и узнаем, что это за науки такие мудреные – ментальная арифметика и либерика.

– В моего сына было вложено очень много сил и труда, – рассказывает она. – Да, я им горжусь, потому что он действительно достиг очень больших для своего возраста результатов. Скажу честно: когда решила заниматься образованием Кости, не видела в нем каких-то мегаспособностей, хотя он с двух лет занимается английским. Но я хотела что-то дать своему ребенку, чтобы он развивался, и начала стала искать в Интернете информацию. Совершенно случайно наткнулась на видеоролик одной из академий развития интеллекта ребенка, которая работает по всей Украине. И я была приятно удивлена, когда увидела, что она работает и в Измаиле. Естественно, я сразу заинтересовалась, мы начали туда ездить, и Костя занимается там ментальной арифметикой. Он может на скорости меньше, чем полсекунды производить в уме сто действий с однозначными числами. В феврале этого года он победил в номинации «Обдарована дитина» – благодаря умению считать в уме пятизначные числа: за 1 секунду он произвел семь действий. Кроме того, он рассказал стихотворение. На награждение мы ездили в Винницу, он получил ее из рук представительницы Украины на «Детском Евровидении 2015» и суперфиналистки восьмого сезона «Голоса країни» Анны Тринчер.

– Инна, а что такое ментальная арифметика? Признаться, впервые слышу о такой дисциплине и, думаю, не я один…

– Это методика развития двух полушарий мозга одновременно за счёт мысленной визуализации вычислений на счётах абакус – древних счётах, которые пришли к нам из Древней Греции и Древней Месопотамии около 5 тыс. лет назад. Они состоят из рамки, поперечной перекладины, спиц, проходящих сквозь перекладину и косточек, нанизанных на спицы. На каждой спице находятся по пять косточек: 4 земных и 1 небесная. Кто-то может спросить: зачем ребенку развивать оба полушария мозга одновременно? Ответ специалистов академии следующий. Известно, что правое полушарие отвечает за воображение, образное мышление, фантазию. Левое – за логику, речь, математические способности. Если ребенок разовьет связь между двумя полушариями, то он сможет подойти к решению задач с двух сторон: творческой и аналитической.

– По какой методике у ребенка развиваются сразу два полушария мозга? То есть, как это выглядит на практике?

– Во время обучения ребенок использует одновременно две руки. Вычисляя на абакусе обеими руками, он стимулирует при этом работу обоих полушарий. Параллельно с этим дети решают арифметические примеры, представляя счёты в своем воображении. Таким образом, работает правое полушарие, ответственное за образы, и левое, отвечающее за логику.

– Очень интересно! Наверняка многие родители даже не подозревают о существовании таких возможностей для развития способностей своих детей.

– А все потому, что в нашем городе нет условий для развития детей самого раннего возраста. Я не хочу этим сказать, что наша местная образовательная сфера плохая: в наших школах работает немало замечательных педагогов с большим опытом. Но этого недостаточно. Нам нужны какие-то спецшколы с тем или иным уклоном. Измаил в этом плане ушел далеко вперед, мы пока заметно отстаем.

– Инна, дети в возрасте вашего сына зачастую неусидчивы, их больше интересуют игры, чем учеба, особенно в наш век всевозможных гаджетов. Ваш же ребенок в 8 лет достиг невероятных высот в обучении. Скажите честно: он сам тянется к знаниям или вы его заставляете заниматься?

– Этот вопрос мне задают многие. Костя в день решает 100 примеров, но я не могу сказать, что мой ребенок с большим энтузиазмом всем этим занимается. Где-то мы его стимулируем, где-то заставляем, а где-то и он сам проявляет интерес и инициативу. Не бывает случайных побед. Любая победа – это результат целенаправленных усилий и каждодневного труда. Всё это я говорю напрямую своему сыну. Он это понимает. И, самое главное, у него получается. Так что от родителей много зависит. Даже если в нашем городе когда-то откроются такие, как в Измаиле, центры развития, без усилия родителей ничего не будет.

К сказанному хочу добавить, что Костя сейчас проходит очень крутой курс либерики – авторской методики, направленной на развитие скорости чтения и развивающей у ребенка любовь к чтению. После окончания курса дети читают в пять и более раз быстрее, а прочитанное понимается ими максимально глубоко. По результатам последнего тестирования мой сын за 1 минуту 36 секунд прочитал текст на 495 слов. После этого он закрыл книгу и полностью воспроизвел вслух прочитанный материал. В курсе либерики также есть комплекс упражнений, состоящий из специальных техник чтения с использованием авторских разработок. С помощью их ребенок переходит от классического горизонтального чтения к блочному чтению и даже к чтению сверху вниз. Мой сын, например, может прочитать текст «в два касания»: то есть он в каждой строчке читает только первое и последнее слово, при этом полностью понимая и усваивая прочитанное. Поначалу я даже не представляла, как ребенок может это сделать, настолько это выглядело сложным. Но он справился и показал результат: по такой методике он прочитал 195 слов за 56 секунд и потом полностью пересказал текст. Костя вообще очень много читает: за это лето он прочитал, наверное, 5 или 6 книг. Причем, он параллельно читает по две книги.

– Совершенно очевидно, что для достижения таких результатов очень важны усидчивость и концентрация внимания. Если вы ребенка не заставляете силой, то откуда в нем такая дисциплинированность?

– Это ежедневный труд. Его и мой. Конечно, что-то в Косте заложено и от природы. Вообще, я считаю, в наше время каждый второй ребенок рождается гением, но его надо правильно направить, помочь ему, чтобы максимально раскрыть его способности и возможности. Мой сын занимается всем, чем можно: он играет на скрипке, ходит на уроки фортепиано, вокала. Тем самым я раскрываю перед ним различные возможности, чем можно заниматься, но что из этого всего ему понадобится, когда он станет взрослым, я не знаю. Может, навыки игры на скрипке и фортепиано ему и не пригодятся, но при этом он станет каким-то известным математиком или ученым другого профиля. Или, как он сам говорит: «Может, я буду в Милане концерты давать».

По моим наблюдениям, и мне грустно это констатировать, очень многие дети в нашем городе растут предоставленными самим себе. Родители ими практически не занимаются. Им проще дать в руки ребенка планшет или отпустить на улицу, – главное, чтобы он не мешал. А что может дать ребенку планшет? Чему может научить его улица? Матерным словам? И больше ничему. Мой ребенок играет на планшете строго по времени. А погулять может выйти на полчаса только после того, как выполнит все дела, и он это знает.

– И он не сопротивляется такому строго распланированному распорядку?

– Нет. Потому что он понимает, что учеба – это та же работа. Он знает, что я и вся наша семья работаем. У нас, взрослых, своя работа, у него – своя. В свои 8 лет Костя прекрасно осознаёт, что в его обучение вкладываются значительные финансовые средства, потому что это все стоит немалых денег. И он понимает, что это все надо «отрабатывать». Для своих лет он прекрасно знает английский, занимаясь им тоже в Измаиле, но индивидуально. На этом языке он может рассказать о себе, где родился, легко читает на английском и потом пересказывает текст.

Когда он достиг школьного возраста, мы даже рассматривали вариант, чтобы он «перепрыгнул» первый класс, так как его знания соответствовали уровню 2-3-го класса. Но в конечном итоге решили, чтобы он пошел в школу со своими сверстниками.

– Инна, ваш сын наверняка понимает, что он по знаниям и навыкам превосходит своих сверстников. Не может ли случиться так, что в нем может проявиться, например, заносчивость?

– Думаю, это исключено. Костя очень скромный мальчик. Он, знаете, такой «тихий» лидер. Он никогда не ведет себя в стиле «я знаю, спросите меня», хотя действительно знает не только больше сверстников, но даже многих взрослых. Я общаюсь с его учителями в гимназии, и они подтверждают это. Моему сыну очень комфортно в школе, у него хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Он, конечно, гордится своими знаниями и навыками, осознание этого стимулирует его к достижению дальнейших целей, но он никогда этим не кичится.