В редакцию пришло письмо от жителей села Владычень Болградского района с обвинениями в адрес директора школы. Группа лиц заявляла о его коррупционных деяниях и буллинге в отношении школьников. Опубликовали письмо на сайте БессарабиЯ.UA с ремаркой: «Редакция Бессарабского медиахолдинга  пока не владеет достоверной информацией о том, что на самом деле происходит в школе в селе Владычень. Поэтому просим жителей села, особенно школьников, прокомментировать, насколько данные факты соответствуют действительности. Руководителя районного образования просим отреагировать на эту публикацию. Авторов письма просим связаться с редакцией, анонимность их гарантируем».

«Миленький наш директор»: родители школьников из Владычень выложили всю «правду-матку», публикация на сайте под этим заголовком основанная на поступившем в редакцию Бессарабского медиахолдинга письме, вызвала волну негодования сельчан. Владыченцы, не согласные с предъявленными в письме обвинениями, звонили в редакцию и заявляли, что директор школы Иван Николаевич Стоев – человек достойный, а вся «правда-матка» — это чистой воды клевета. Журналист отправилась в село с тем, чтобы познакомиться с персонажем анонимки и узнать, какова на самом деле владыченская школа.

Сравнительно небольшое двухэтажное здание снаружи произвело приятное впечатление ухоженностью и чистотой. Учащиеся – воспитанные и приветливые, по их открытым лицам видно, что здесь они чувствуют себя комфортно. Старшеклассник проводит к кабинету директора, где меня уже ждут.

Иван Николаевич тщательно проштудировал вышеупомянутое письмо. По каждому обвинению знакомит меня с реальными фактами. Говорит спокойно и с достоинством, за манерой разговора стоит уверенность. Так говорят люди, которым нечего скрывать. Он просит секретаря принести документы сотрудников, которых приняли на работу якобы без высшего образования. Я убеждаюсь в том, что дипломы у этих учителей на момент трудоустройства действительно были.

Забегая вперед, скажу, что письмо-анонимка оказалось абсолютным наговором. Имевшие место факты были преподнесены в искаженном виде. Не буду останавливаться на всех деталях, они не особо интересны. Предпочту рассказать о маленькой уютной школе и ее удивительном руководителе.

Иван Николаевич Стоев возглавляет школу с 1991 года. Сложностей было немало. На заре двухтысячных, к примеру, школа оказалась в такой ситуации, когда из семнадцати педагогов осталось лишь восемь. Один за другим опытные учителя, опасаясь того, что могут лишиться доплаты за «выслугу лет», вышли на «педагогическую» пенсию. Директор метался в поисках преподавателей, искал их по всей Украине. Тогда решил, что кадры будет «делать» из своих.

«Этих людей я пестовал для того, чтобы они стали преподавателями. Сегодня в коллективе нет ни одного, который не прошел бы мою «школу» — я делал из них учителей. Да, были люди с незаконченным высшим образованием, но я настоял на том, чтобы они вернулись в вузы и получили дипломы. Дима (физик, о котором говорилось в письме) был прапорщиком. Когда он уволился из армии, я предложил ему: «Ты же был хорошим физиком, давай учись». И вот мы сделали из него физика», — поясняет Иван Николаевич.

Борьба за кадры продолжается и сегодня. Из-за низких зарплат люди увольняются и уезжают на заработки. «Сегодня половина владыченцев ездит в Финляндию. И если раньше из наших учителей ездили несколько лишь человек, то в этом году таких собирается половина. С кем буду работать, не знаю. Они вернутся к 1 сентября, но школу-то надо сдавать», — сетует руководитель.
 

Кадры – не единственная проблема. Слабое финансирование вынуждает постоянно искать спонсоров. Кто-то соглашается подарить окна, кто-то краску купит. Много помогают ставшие на ноги выпускники. Информацию обо всех, кто поддерживает школу материально, Иван Николаевич вывешивает на специальный стенд. Есть, правда, и благотворители, предпочитающие оставаться инкогнито.

Небольшие суммы поступают от аренды школьной столовой. Мероприятия здесь проводятся исключительно во внеурочное время. Деньги эти учитываются. Заказчику на руки выдается чек с печатью. Пришедшие на встречу с журналистом жители села предъявили эти документы. Я убедилась в том, что суммы за аренду зала были зафиксированы в протоколе.

Помогают выживать и родительские взносы. Большинство родителей с пониманием относятся к нуждам школы. В прошлом году на общешкольном родительском собрании было принято решение о размере взносов. Это 200 грн в год (вместо 100 грн). Средства небольшие, и уходят они на текущую «мелочевку». К примеру, за последний период было собрано всего 6200 грн. Сбором денег и их расходованием занимается попечительский совет школы. Его контролирует ревизионная комиссия. Дважды в год на общешкольных родительских собраниях заслушиваются финансовые отчеты. Все вносится в протокол.

В школе на сегодняшний день учатся 107 учеников. Много детей из многодетных и малообеспеченных семей. С них деньги не взимаются. В лучшем случае поступают средства за 50% школьников. Тех же, кто не имеет возможности пожертвовать, не упрекают. Малоимущих всячески поддерживают. Иван Николаевич порой вносит собственные деньги за детей, иногда дает продукты, чтобы покормить голодных.

Подлинная забота о воспитанниках чувствуется, к примеру, в организации их питания. Учащиеся начальной школы питаются за счет районных средств – из расчета 10 грн на ребенка в день. Ученики с 5 по 11 классы питаются за средства родителей, из такого же расчета. Я ознакомилась с меню за последние три дня. Первый день на обед были макароны с маслом, филе куриное, бутерброд с сыром, половинка вареного яйца, во второй — жаркое по-домашнему с куриным филе, огурец консервированный, чай, яблоко, а на третий – плов с куриным филе, сок и хлеб.

Кроме этого, во владыченской школе практикуются легкие завтраки. Это пирожок с чаем или компотом. Родители, желающие, чтобы их ребенок мог в школе перекусить до обеда, на полгода выделяют школьной столовой 4 кг муки, 1 литр варенья или 4 кг картофеля для начинки и пол-литра подсолнечного масла, чай и сахар.

Каждое утро медсестра подает в столовую сведения о составе учащихся, чтобы повара рассчитали необходимое число порций. Если ученик несколько дней пропустил, не использованная сумма за обеды переносится на следующий месяц. Несмотря на строгий учет, здесь находят возможность покормить голодного ребенка.

Отправляемся с Иваном Николаевичем на экскурсию по школе. Коридорные стены ярко разрисованы – это художество самих школьников. Заглядываем в небольшие уютные классы, оживленные зеленью цветов. Небольшая численность детей, чистота, тепло, доброжелательность в отношениях учителей и учащихся создают семейную атмосферу.

В одной из школьных рекреаций вижу небольшой этнический уголок, отгороженный невысоким плетнем. Большую часть утвари Иван Николаевич сам принес из дома. «Хочу музей сделать, у меня все для этого есть», – говорит директор. «А что это за корыто?», – спрашиваю. –  «В этом, как вы изволили выразиться, корыте когда-то замешивали хлеб. А вот эта подушка – возглавница. Ее набивали не перьями, а обыкновенной соломой. У нас она дома была длиной четыре метра. На ней спали дед, баба, отец, мать и все дети. А вокруг вот этой треноги садились и ели. А вот этим клали хлеб в печь. А это ухват, с помощью которого вытаскивали из печи котел», – увлеченно продолжает Иван Николаевич, ловко демонстрируя владение старинным ухватом. На стене над этноуголком висят три флага – владыченский, украинский и болгарский. Все экспонаты бережно хранятся, несмотря на свободный доступ детей. Помещения под музей нет. Школа изначально была рассчитана на восемь классов, а в ней разместились одиннадцать.

Два помещения для сушки обуви преобразовали в учительскую и кабинет. Гости никогда не догадаются об их первоначальном назначении, настолько красиво и со вкусом все сделано.

Заходим в спортзал. Юноша-третьекурсник ведет занятие по физкультуре. Это будущий учитель, он свой, владыченский. Зал большой, в холодное время года здесь проводятся спортивные соревнования. Обращаю внимание на паркетный пол. Он не новый, но хорошо сохранившийся. Точно такой же в столовой. Иван Николаевич позже пояснил: «Ему столько, сколько лет этой школе. Сохранили. Мы каждую паркетинку вкручивали саморезами, которые тащили из дому. Ушло три ящика саморезов по 20 кг».

Меня ведут в столовую, просторное помещение с высокими потолками. Здесь стоят два ряда столов и табуретки с мягкими сиденьями. Иван Николаевич приглашает пройти в кухню. В самом центре ее стоит большая электроплита. «Плита – это тоже подарок спонсора. Когда я пришел школьником, мы пользовались той плитой, которую пришлось заменить на эту», – рассказывает директор. И далее: «Когда строилась школа, и в помине не было, что здесь будет столовая, Это были актовый зал и кинозал. Со временем из них пришлось сделать кухню и столовую. При необходимости выносим столы».

Покидаем столовую, вновь идем по коридорам. Проходя мимо туалетов, Иван Стоев уточняет: «Своими силами делали». Возле парадной двери сидят родители и бабушки владыченских учеников. Все они пришли поддержать директора. Вместе проходим в кабинет географии. Сюда же подтягиваются учителя и персонал. У всех болит душа за руководителя. Один за другим люди рассказывают о том, сколько этот человек вложил души и сил в школу, и как она преобразилась. После того, что я увидела и почувствовала в этом уютном учреждении, в искренности выступающих сомневаться не приходится. Результаты труда Ивана Николаевича Стоева, поддержка односельчан – лучшая его характеристика. «Побольше бы нашим школам таких директоров», – подумалось мне.

«А что же анонимщики?», – спросите вы. Они так и не объявились. Кто эти люди, написавшие кляузу, пока остается загадкой…