Не так давно в Министерстве образования и науки Украины на основе принятого закона был введен новый порядок, касающийся смены школьных директоров. Согласно ему теперь до 1 июля 2020 года директора школ, ныне работающие на основе бессрочных трудовых соглашений, будут в обязательном порядке переведены на срочные трудовые соглашения на шесть лет  с последующей возможностью участвовать в конкурсе. Они могут занимать свою должность не более двух сроков подряд по шесть лет в одном учебном заведении. Для директоров, получающих пенсию по возрасту, срок контракта ограничен одним годом.

Принятый 327-ю депутатскими голосами закон устанавливает, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль во время выборов, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия. Также обязательной является видеотрансляция и видеофиксация отбора. В пределах конкурса директор обязательно должен будет представить стратегический план развития учебного заведения. 

Как отреагировали на эту новацию жители юга Одесской области, узнали журналисты Бессарабского медиахолдинга?

 Ольга Ивановна, бухгалтер, Измаил:

– Я считаю, что этот закон давно нужно было принять. У нас в городе есть примеры бессменных школьных директоров: ОШ № 1, 11… И что хорошего в итоге? Они привыкают к должностям и правят, как хотят. Давать дорогу нужно молодым и перспективным.

Алексей, водитель, Татарбунары:

– Правильно сделали, что приняли. Сейчас такая коррупция везде, что по-другому конкурсы проводить и нельзя, только с видеофиксацией. Меньше будет шансов подтасовать результаты. Тем более, это остудит пыл всяких мошенников. Например, в соседнем Саратском районе избили учительницу, когда она хотела баллотироваться на пост директора местной школы. Разве это нормально?! А так, зная, что всё происходит под камерами, меньше будут нарушать.

Нина Петровна, учительница на пенсии, Татарбунары:

– Не думаю, что новый закон принесет положительные изменения в сфере украинского образования. Чем дольше человек находится на посту директора учебного заведения, тем лучше он разбирается в школьных нуждах и проблемах. И может решать их быстрее и качественнее молодого и неопытного. Что теперь получится? Человек только начнет осваиваться с тонкостями работы на этой должности, а его уже будут смещать? Неправильно это…

Александра, предприниматель, Болград:

– Я только «за»! Директорами школ должны быть молодые и креативные люди, шагающие в ногу со временем. А не те, которые живут стандартами прошлого столетия. Вот вам пример. В нашем районе есть село Криничное. Директриса местной школы не так давно «прославилась» на всю Бессарабию своей вседозволенностью. Это ли не результат того, что она работала директором школы 15 лет? Чем дольше человек находится на руководящей должности, тем больше всевластия в нем проявляется. От этого, в первую очередь, страдают дети…

Остальные опрошенные мною респонденты, чей средний возраст составлял от 20 до 55  лет, придерживались такого же мнения – директора школ не должны занимать руководящее кресло десятилетиями. Иначе положительного результата в сфере образования не будет.

Против такого нововведения выступали лишь люди старше 50 лет, которые считают ограничения, принимаемые к работникам образования пенсионного возраста, дискриминационными. С ними полностью согласен и Профсоюз работников образования и науки Украины. Профсоюзные лидеры выступили с предложениями и замечаниями к проекту закона «О среднем образовании» № 0901 с требованиями поддержать их при рассмотрении во втором чтении. На одноименном сайте был недавно опубликован категорический протест относительно новых норм увольнения с работы учителей, руководителей и других педагогических работников учреждений общего среднего образования, получающих пенсию по возрасту, и заключения срочных договоров на срок от одного до трех лет с педработниками пенсионного возраста.

Также высказано требование предусмотреть нормы о распределении педагогической нагрузки, пересмотр условий труда по согласованию с выборным профсоюзным органом на основе тарификации и законодательного нормирования максимального объема учебной работы без ограничения его определенным объемом.

Отмечена необходимость введения доплаты педагогическому работнику за выполнение обязанностей педагога-наставника в фиксированном размере 20%, вместо предельного размера.

В случае, если профсоюзные замечания и предложения не будут учтены, Профсоюз потребует возвращения законопроекта на доработку.

Жизнь требует, чтобы школа превратилась в место, где ребенок не только получает знания, но и формируется как личность. Прогрессивно мыслящие директора школ, как правило, люди молодые и решительные. Они способны последовательно, год за годом менять саму школу, потому что четко видят перспективы её развития и необходимые для этого новации.

Но оправдает ли себя украинское нововведение, покажет только время.