жёлтое сбокуМежвоенная эпоха 1920-х – 1930-х годов, в науке именуемая «interbellum», давно скрылась в далях прошлого, однако и сегодня, прогуливаясь по старым улицам придунайского города, можно уловить её «отсветы» – здания той поры. В некоторых из них воплощён архитектурный стиль, родиной которого были Франция, Италия и Румыния начала ХХ века. В Милане, Мельбурне и Манхэттене покупатели недвижимости выкладывают за такие дома немалые суммы… Редкий восточноевропейский город может похвалиться постройками, подобными тем, что имеются в Измаиле, а в постсоветской Украине их нет нигде, кроме Бессарабии и Буковины. Несмотря на это, «осколки» измаильского архитектурного, культурного богатства, чудом продержавшиеся до наших дней, скорее всего, обречены на слом…

косое

Как ни странно, потрёпанный войнами и варварством начальствующих, Измаил по сей день располагает старинными постройками самых изящных очертаний. Каменная форма – это сложное зашифрованное «письмо», в котором прочитываются опыт, настроения и жизненные убеждения ушедших поколений. Ветшающие каменные «свидетели» старины могли бы о многом поведать современникам, однако вопрошающих среди нас на удивление мало. Кому интересны чужие «замшелые» истории вековой давности? Тем временем, старые дома сгребаются ковшом бульдозера и отправляются на свалку вместе с невостребованными крупицами мудрости, сокрытыми в их «биографиях».

разруха

…В жизни бессарабского региона и всей Европы период 1920-х – 1930-х ознаменовался временной передышкой после революционных и военных потрясений начала века. На руинах рухнувших империй выросли новые государства. Появилась первая международная организация – Лига наций. В то время как одни страны переживали «ревущие двадцатые» – пору бурного развития экономики, культуры, прогрессивной общественной мысли, в других царствовали разруха и прозябание, которые усугубились с началом глобального экономического кризиса. Уже в 1930-е годы под гнётом хозяйственных и политических неурядиц в «молодых» демократических государствах наметился откат в сторону диктатуры. Начали бряцать оружием тоталитарный режим в СССР и нацизм в Германии…

с гаражом

Благодаря двадцатилетней паузе между двумя войнами в культурном пространстве Европы и Америки зародились веяния, которые по сей день остаются источником свежих идей в искусстве и моде. Если в музыке 1920-х сенсацией стал джаз, то в архитектуре и строительстве на сцену выступил феномен «ар-деко». Хотя вышедший из модернизма ар-деко заявил о себе уже в начале ХХ века, именно межвоенная эпоха стала временем его расцвета и популярности. Необычное наименование «Art Deco» впервые прозвучало в 1925 году на парижской выставке декоративного искусства, которая наделала немало шума. Чем же отличился этот архитектурный стиль? Какими путями пришёл он в Бессарабию?

ухоженный

На первый взгляд, постройки, выполненные в «art-deco», кажутся незамысловатыми: простые геометрические формы, ступенчатые очертания, чёткие вертикальные и горизонтальные линии – прямые, ломаные, перекрещивающиеся. Небольшие окошки-иллюминаторы и обширные остеклённые площади, лучистые узоры на стенах и дверях, декоративные железные мачты над входами. Здесь мало «растительных» орнаментов, плавных изгибов линий или романтической символики, зато чувствуется влияние эры скоростных автомобилей, самолётов и быстроходных океанских лайнеров. Новый «всеядный» стиль вобрал в себя даже образы последних археологических находок в Египте, Африке и Америке. Неудивительно, что в постройках 1930-х угадываются то ступеньки древних пирамид и зиккуратов, то стремительная, обтекаемая форма мчащегося локомотива, автомобиля, летящего самолёта. Подвижный, аэродинамический мотив особенно характерен для американской разновидности ар-деко – «стримлайн».

боковой вид

На стройках межвоенных десятилетий нашли применение новые материалы – железобетон, стальные конструкции, хромированные металлические изделия, элементы из стекла, бакелита.

Знаменитые заокеанские образцы этого стиля – небоскрёб фирмы «Крайслер» и «Радиатор билдинг» в Нью-Йорке, здания правосудия в Техасе,  многочисленные виллы в Майями – к примеру, гостиница «Барбизон», а также бывшая гостиница «United Kingdom» в австралийском Мельбурне и многие другие. В Европе это театр «Эдем» в Лиссабоне, вилла Кавруа во французском Круа, здание газеты «Дейли экспресс» в Манчестере (чтобы не отягощать статью изобилием снимков, размещаем их в виде гиперссылок).

детсад

В Бессарабию и Измаил европейский ар-деко пришёл из Румынии. Бухарест, Клуж, и многие другие румынские города и сегодня изобилуют всевозможными постройками этого стиля. Некоторые из них, например, дом Петру Гроза в городке Дева, отдалённо перекликаются с архитектурными видами нашего города.

шпиль

Как уже говорилось, исторические здания Измаила не могут похвастаться ухоженностью – исключения крайне редки. Почти все обнаруженные нами образцы являют собой лишнее подтверждение этому. Дверные проёмы заложены кирпичом, облупленные, грязные стены, изуродованные остатки стальных «мачт» под крышами из серого советского шифера, разбитые ступени, оголённые железобетонные козырьки.

Примечательно, что и спустя 90 лет на румынских домах уцелели изящные водосточные желоба прямоугольного сечения, ребристая отделка стен и другие элементы конструкций. Сегодня о подобном качестве материалов и работы можно только мечтать…

мачта

Нескольким строениям повезло больше: их ремонтировали. Правда, кое-где горе-ремонтники безжалостно уничтожили элементы внешнего декора, грубо нарушили симметричность линий – постройка на перекрёстке улиц Тульчиановской и Адмирала Холостякова является одним из примеров таких «улучшений».

оригинал

асимметрия

Достойны упоминания бюро аэропортов Измаила и Белгорода-Днестровского, варварски разрушенные в войну или в послевоенные времена. Похожий на них аэропорт Констанцы сохранился по сей день… Также в интернете упоминается измаильское отделение румынского водного хозяйства в порту, взорванное летом 1941 года при отступлении советских войск.

жёлтое

Чтобы развеять сомнения относительно происхождения и стилистической принадлежности измаильских построек, мы отправили некоторые из приведённых здесь снимков историку архитектуры Valentin Mandache из Бухареста с просьбой дать им историческую и искусствоведческую характеристику. Этот румынский специалист много лет занимается изучением архитектурного наследия своей страны, водит экскурсии по старым улицам Бухареста и других городов Румынии. Он не раз участвовал в телевизионных и радиоэфирах, его статьи и фотоматериалы публиковались в румынских и зарубежных изданиях. Вот какой ответ он нам прислал:

«Эти здания необычайно интересны в том смысле, что их стиль ар-деко высокий, качественный, их можно сравнить с провинциальными образцами из Франции и Италии.

Примечательно, что они до некоторой степени сохранились в условиях геополитических  превратностей и коммунизма в этом уголке бывшего Советского Союза.

Заметно, что в архитектуре домов в значительной степени используются стремительные линии, «спидлайны» (от англ. „speed-line” – линия, подчёркивающая движение. – Авт.), горизонтальные и вертикальные параллельные полосы. Они образно иллюстрируют новую эру автомобилей, пришедшую в 1930-е годы, и уверенность людей того времени в завтрашнем дне, которая рухнула во время войны (Второй мировой войны. – Авт.) и с приходом диктатуры.

«Хорошо представлены в приведённых примерах и такие определяющие элементы стиля, как «мачты» и окна-иллюминаторы.  Также присутствуют закругленные углы, так называемая обтекаемость.

Все вместе они отражают тему океанского круизного лайнера и стремление к путешествию у тех людей, которые строили свои дома в экзотических странах –  таким было настроение в оптимистичные 1930-е годы в Европе за пределами Советского Союза».

В заключение наш собеседник из Румынии пишет: «Дома на фотографиях по большей части заслуживают включения в список исторических памятников».

вход

…Трудно в это поверить – 90 лет назад Измаил был вполне современным европейским городком, в котором старинные постройки соседствовали с самыми модными особняками. Тогдашний городской облик отчасти просматривается в редких, чудом дошедших до нас фотоотпечатках: прямые, просторные улицы, аккуратно засаженные рядами деревьев, широкие, чистые тротуары, тенистые парки, пышные богатые особняки и маленькие домишки, крытые железом или красной черепицей-«татаркой», беленые хатки-мазанки с камышовыми крышами… В ходе беспримерных военных и социальных катастроф последнего века многообразный каменный «лик» Измаила «посерел» и упростился. Современные же постройки в большинстве своём маловыразительны и вульгарны. В наши дни, кроме пожелтевших фотографий, у измаильчан остаются лишь семейные предания и – «говорящие» дома, которые давно уже нуждаются в нашей заботе и защите.

фронт

 

Кутузова

 

справа

сбоку

перед

бок

стримлайн

разрушенное

 

Аккерман

Сергеевка

Бухарест

Мельбурн