фото фашист пролетел

Российский художник Аркадий Александрович Пластов (1893-1972), оставивший после себя одно из самых пронзительных и горьких полотен о войне, назвал свою картину «Фашист пролетел…» Она была написана им в 42-м году и в мировом искусстве стала символом-обличением бесчеловечности и бессмысленной жестокости фашистских захватчиков. Я впервые увидел её едва ли не в юношеском возрасте, но с тех пор она врезалась в память, запала в душу щемящей болью, которую, безусловно, испытал всякий, кто прикасался к этой работе вживую или в репродукциях.

В сюжете нет ничего героического и пафосного, — напротив, мирный сельский осенний пейзаж, пригорок с редколесьем, небольшое стадо пасущихся овец и коз. Чуть дальше – золотая березовая рощица, зелень озимого клина… Но на первом плане, резко контрастном идиллическому пейзажу – упавший лицом в пожухлую траву пастушок с окровавленным виском, завывшая около него, запрокинув голову в небо, собака, а на горизонте – удаляющийся самолёт-стервятник.

Фашист пролетел… Не могу отрешиться от этой аналогии, думая о недавней трагедии, произошедшей в воинской части в Измаильском районе, где 1 марта в 7.20 утра крылатой ракетой и сброшенной самолётом СУ-24 (возможно, СУ-30) авиабомбой типа Х-555 был нанесён удар по технической территории радиотехнических войск Военно-воздушных сил Украины. В результате атаки РФ-противника была выведена из строя техника, пострадали двое военнослужащих: главный сержант 45-летний Сергей Искимжи (контузия, инфаркт миокарда) и старший солдат Жанна Яшна (ранение).

От гибели, во время выполнения служебных обязанностей, Жанну спас находившийся здесь же на боевом дежурстве солдат срочной службы Эдуард Рубан. Как сказал командир, он заслонил её собой, а сам погиб. Несмотря на потери, подчеркнул командир части, выразивший глубокое соболезнование родителям солдата, его подразделение продолжает выполнять задачи по охране и обороне южных рубежей нашей страны. Вот так случилась первая в Бессарабии жертва российской агрессии и, хочется надеяться, последняя.

Что удалось узнать о погибшем защитнике Отечества Эдуарде Игоревиче Рубане? Пока немного — ввиду военной обстановки и невозможности прямых контактов с сослуживцами. Но известно главное. Он был призван на срочную службу из Одессы год и пять месяцев назад и в марте должен был демобилизоваться. Не успел, не хватило месяца… Ему, в сущности мальчику, ещё не исполнилось и двадцати, но он уже никогда не вернётся в свой город живым, не увидит своих родителей, друзей, не узнает счастья любви и радости отцовства. Что может быть трагичнее?

В среду вечером оглушённые горем родители увезли тело сына домой, в Одессу. Они хотели побывать на месте его гибели, но удалось ли им, пока не знаю. Вечная память их мальчику и вечная слава нашему защитнику!

А перед глазами – снова картина Пластова. Видел ли её российский лётчик, погубивший сброшенной бомбой такую же юную жизнь, какая оборвалась на полотне художника? Чем он отличается от фашистов Люфтваффе? Что они, эти «защитники Донбасса», делают здесь в Бессарабии, в Одессе, Харькове, Мариуполе, Мелитополе, Николаеве, Херсоне, Ровно, Житомире, наконец, в Киеве, который им очень хочется видеть похожим на руины Сталинграда или Грозного — столицы Чечни, чей усмирённый руководитель теперь лижет сапоги Путину? Грозный нужно было бомбить во имя целостности России, а нам, выходит, своей территории не жалко, и мы должны были положить к ногам пророссийских мятежников весь украинский Донбасс? С какой стати?

Дегуманизированное, за небольшим исключением, население России, так клеймившее фашистов времён Второй мировой, сейчас само исповедует идеологию и практику фашизма. В том числе часть творческой интеллигенции. Позвонили друзья из Киева: в последнем номере российской «Литературной газеты» опубликовано верноподданническое письмо-одобрямс с подписями более двухсот писателей в поддержку политики Путина. Вот вам «совесть нации», позиция «инженеров человеческих душ». Между тем прошло сообщение, что более 150 лауреатов Нобелевской премии эту политику резко осудили в письменном обращении к мировой общественности. Кадры хроники варварских разрушений в Украине, уверен, обойдут весь мир, не оставив камня на камне от репутации «миролюбивого» российского государства и его обезумевшего «вождя». Похоже, что отныне Россия на долгие годы станет мировым изгоем, от которого цивилизованные страны буду шарахаться, как от прокажённого.

Я хочу донести это до Аркадия Александровича Пластова. Тревожа его вечный покой, могильную тьму его последнего пристанища, хочу констатировать беспощадный факт: потомки предали его, поправ моральный приговор художника фашизму. «Братский» народ и его «элита» презрели принципы добрососедства, славянского единства и христианского человеколюбия, они сеют в некогда братской Украине смерть и разрушения, и это является поводом, достаточным для того, чтобы выдающийся живописец содрогнулся в гробу от ужаса происходящего и проклял соотечественников, развязавших эту войну.