«В последнее время в Рени наблюдается настоящий строительный бум!» — именно так охарактеризовал возросший фронт работ на рынке ремонтно-строительных услуг города Александр Чолак, чем, признаться, очень нас удивил. Казалось бы, в стране идет война, сопровождающаяся большими разрушениями, и вдруг в отдельно взятом Рени строительный бум? Между тем, молодой предприниматель ничуть не преувеличил. И как ни парадоксально, катализатором этого стала именно война, сообщает Бессарабия.UA.

— Строительный рынок настолько оживился, что у нас даже работать некому, — говорит наш собеседник, с которым мы встретились накануне профессионального праздника, Дня строителя, который отмечается в нашей стране сегодня, 14 августа. — Вы даже представить себе не можете, как сложно сейчас найти специалистов. Обусловлен же этот строительный бум тем, что в наш регион с тех территорий, где сейчас идут боевые действия и небезопасно, после 24 февраля заехало очень много агрокомпаний или, точнее, агрохолдингов. Они очень богатые, имеют лидирующие позиции в Украине, поэтому могут позволить себе снять производство с одного места и перебазировать его на другое. Многие выбрали наш город. А на новом месте надо же где-то размещаться, поэтому они начали брать в аренду заброшенные здания, которые нуждаются в ремонте, где-то косметическом, а где-то и капитальном, учитывая, что во многих течет крыша. Кроме того, надо построить или купить вагончики для обслуживающего персонала, установить весовые, бетон залить. Соответственно, они обращаются по этим вопросам к строителям и ремонтникам, то есть к нам.

Добавлю к этому, что у предприятий, которые осуществляют свою деятельность на территории порта, в связи с этим многократно увеличились объемы работ и появились средства на обустройство для своих сотрудников внутренних помещений, раздевалок, санузлов. Причем, на качественное обустройство, с использованием дорогих материалов, чтобы не возвращаться к этому в ближайшие 20 лет. Я уверен, что большая часть фирм, которые перебазировали свои производства в наш город, останутся в Рени и после войны. Сужу об этом по тому, какие средства, это миллионы гривен, они инвестируют в создание у нас производственных мощностей. Сразу видно, что они не просто пересиживают трудные времена, а реально хотят вести бизнес у нас. Одни наши заказчики, которые работали в Николаевском парту, говорят, что им легче заплатить за дорогу, отправив машину с зерном на Рени, чем по две недели ждать там очереди на разгрузку. И выходит дешевле…

— Александр, вы в свое время создали фирму «ПРИМА-СТРОЙ», которая уже успела заявить о себе как серьезный и ответственный подрядчик, и тот факт, что у вас сейчас много заказчиков и большой фронт работ, лишнее тому подтверждение. Скажите, пожалуйста, как вы пришли в строительный бизнес? С чего начинали?

— 28 февраля следующего года, как раз в мой день рождения, фирме исполнится ровно десять лет, это будет ее первый круглый юбилей. О том, что буду заниматься строительным бизнесом, изначально даже не думал, да и пришел к нему не сразу, перепробовав много других занятий. После школы, окончив 9 классов, поступил в училище в поселке Суворово на электрогазосварщика и водителя большегрузных автомобилей. По специальности работал, но недолго. Потом ушёл в армию, служил в спецвойсках. Для того, чтобы туда попасть, мне пришлось… заплатить. Да, не удивляйтесь, бывает и такое: люди обычно платят, чтобы не идти в армию, а я заплатил, чтобы пойти. Потом грянула Оранжевая революция, я стоял на Майдане, после чего вернулся в Рени и устроился в газовое хозяйство электрогазосварщиком. Работать в условиях, когда сверху жарит солнце, а снизу жарит электрод, меня хватило месяца на три. В один прекрасный день я разозлился и сказал себе: всё, хватит, это не мое, я создан для большего!

Больше года проработал в охранном комплексе «Придунавье», после чего, собственно, и начал заниматься бизнесом. Но еще не строительным. Нашел компаньонов, с которыми открыли птицеферму нулевого цикла в Котловине. Через три года, когда она уже начала давать доход, так получилось, что наши интересы с ними разошлись и каждый пошел своей дорогой. К тому моменту я уже был женат и с братом жены мы начали реализовывать один очень интересный продукт белорусского производства для дезинфекции птицефабрик. Он был экологически чистым, то есть при обработке птица могла оставаться в помещении. Одновременно занимался строительством своего дома в Киеве, очень надеялся туда переехать, но в какой-то момент понял, что нигде, кроме Рени, жить не хочу. Я люблю свой город и решил, что буду строить свой бизнес здесь, в меру своих сил и возможностей помогая ему развиваться. Вот тогда и родилась идея открыть строительную компанию. Можно сказать, в своем роде первую в городе. Правда, на тот момент в Рени имелось строительное предприятие «Надежда-2», но частными заказами оно не занималось, работало, в основном, с бюджетом. Я же планировал работать и с частниками, и с бюджетом. Когда получил лицензию и открыл свою фирму, напечатал визитки и пошел их раздавать: в горсовет, архитектуру, по учреждениям и организациям. Хорошо помню, с какими скептическими улыбками многие на меня смотрели: мол, вряд ли он что-то сможет, мы таких уже видали. Но я такой человек, что никогда не сдаю назад. И такое недоверие меня, наоборот, еще больше подстегнуло доказать всем, что я смогу, сделаю. На первом этапе моя фирма занималась, в основном, частными ремонтно-строительными заказами. Кроме того, заключили договор с производителем окон Viknar’off, став их дилерами. Потом решили заниматься также шторами и жалюзи и многим другим (фотообоями, модными красками и т.д.), чтобы максимально удовлетворить запросы наших клиентов.

— Со временем ваша строительная компания начала делать капитальные ремонты объектов социальной инфраструктуры, заказчиком которых выступал бюджет. Это и более крупный масштаб, и более высокая ответственность…

— Да, это так, однако скажу, что с бюджетными организациями работать очень сложно. Многие помнят, что в 2015-2017 годах главой Ренийской райгосадминистрации был Сергей Билюк. Он как-то собрал всех местных предпринимателей и сказал, что к заказам по ремонту школ и дошкольных учреждений нужно привлекать ренийских подрядчиков, а не иногородних, чтобы бюджетные деньги не уходили из района, и тем самым обеспечить работой местных специалистов. Мне тогда достался детский садик «Чебурашка», где нужно было установить новые окна, а вообще моим первым бюджетным заказом был ремонт изолятора временного содержания в райотделе милиции.

После того, как работы в детсадике были выполнены, начались проверки, инициированные районным советом, председатель которого Олег Зуев находился с Билюком в конфликте. Райсовет назначал какие-то комиссии, которые приходили, фотографировали, высказывали какие-то надуманные претензии. Потом у меня был инцидент с райсоветом, связанный с Котловинской школой, где мы делали внутренний санузел для деток. Оценив фронт работ, я сказал, что выделенных средств недостаточно. Зуевым пообещал увеличить финансирование, а когда мы уже приступили к работе, опять появилась какая-то комиссия, которая что-то там выискивала и фотографировала. То есть председатель райсовета и глава райгосадминистрации находились «в контрах», выискивая друг на друга компромат, а я, получается, попал, что называется, под горячую руку. Для меня отстоять свое честное имя и репутацию было принципиально важно, поэтому я пришел тогда на сессию райсовета, где в конце заседания решили обсудить, куда были потрачены бюджетные деньги. Я встал и спросил: о каких тратах из бюджета идет речь, если мне еще даже ничего не заплатили? Моя компания делала этот санузел в долг, вкладывая свои средства и для меня было странно, что депутаты даже не стали слушать моих доводов, просто встали и вышли. Это стало для меня очередным переломным моментом в жизни, когда я сказал себе, что я сильный, что пройду и через это и буду двигаться дальше, развивать свой строительный бизнес.

— С кем еще сотрудничала и сотрудничает ваша фирма? Над какими проектами работаете сейчас?

— Примерно с 2015 года мы сотрудничаем с Ренийским филиалом Администрации морских портов Украины, работаем через систему Prozorro, постоянно принимая участие в тендерах. Например, в прошлом году мы делали ремонт здания для охраны на первом районе, а в 2017 году ремонтировали административное здание. Ну и по мелочи: где-то меняли окна, желоба, где-то делали крышу. В позапрошлом году был заказ от таможни, мы строили им модульные каркасные здания, где находятся наш и молдавский пограничники. Тем самым был реализован так называемый принцип единого окна, упрощающий пересечение государственной границы. Уже больше года работаем на территории порта с компанией «Укрчем», принимаем участие в строительстве ее завода. Для нас это очень серьезный объект и достаточно интересный. Для себя мы черпаем очень много нового в плане опыта, ну и стараемся не ударить лицом в грязь. Не скажу, что обходится без ошибок, но если мы их допускаем, то тут же переделываем. Естественно, за свой счет. Компания серьезная, ошибок никто прощать не будет, да и платит хорошие деньги. На данный момент мы в порту делаем ещё два здания, это капремонты. В планах на этот год также еще два больших ангара и строительство новых помещений.

— Судя по всему, «ПРИМА-СТРОЙ» имеет довольно широкую специализацию, вы не ограничиваетесь только ремонтами…

— У нас есть лицензия на абсолютно все виды строительных работ, согласно классу ответственности СС3. К этому классу, в частности, относятся объекты нефтеперерабатывающей, металлургической, химической и других отраслей промышленности, оборудованные пожаро- и взрывоопасными емкостями, хранилищами жидкого топлива и т.д. Мы строим как частные дома, так и различные объекты на предприятиях, о чем я уже сказал выше. А из ремонтных работ мы уже выросли, я уже стараюсь их практически не брать. Когда мы только начинали, я брался за каждый мелкий объект, но такие объекты обычно отнимают очень много времени на переезд, установку лесов и налаживание рабочего цикла. А когда заезжаешь на большое предприятие, где тебе заказали объект под ключ, и работаешь там целый год, то нет необходимости часто куда-то переезжать со всем своим оборудованием. Конечно, ко мне приходят люди в офис и заказывают какие-то мелкие работы, но я их обычно переадресовываю нашим строительным бригадам. Просто звоню ребятам и спрашиваю, кто на данный момент свободен.

— Сотрудничаете с другими строительными компаниями?

— Партнеров по бизнесу у нас нет, но бывает, что берем субподрядные работы. Например, уже упомянутый выше тендер на строительство модульных каркасных зданий для таможни в пункте пропуска Рени-Джурджулешты на самом деле выиграла черкасская компания, но они прислали сюда только прораба, заключили со мной договор и все работы выполнила моя фирма. В основном же, если тендер выигрываем мы, то сами и работаем, без чьей-либо помощи.

— Какой у вас коллектив? Какие качества больше всего цените в своих сотрудниках?

— В компании на данный момент работает 25 человек. Признаться, вопросы, связанные с кадрами, очень сложные. Они постоянно проходят, скажем так, естественный отбор. Мои работники знают, что если они без причины не вышли на работу, то будут оштрафованы. Недавно взял на работу еще одного прораба, тем самым разгрузив себя. Раньше я вообще много функций на себя брал, сейчас стал немного свободнее. А качества, которые я ценю в своих сотрудниках, зависят оттого, какую должность занимает человек. Если это прораб, то, помимо ответственности и порядочности, он должен быть еще грамотным. Если это бригадир, звеньевой, то это ответственность и порядочность. Потому что звеньевой отвечает непосредственно за свое звено, чтобы все были на работе, материал вовремя завозился и не было простоя. А от разнорабочих, прежде всего, требуется, как минимум, просто порядочность, чтобы они ответственно относились к работе. Если кого-то приходится увольнять, то стараюсь работника рассчитать, чтобы человек не имел ко мне претензий и не ходил потом по всему городу и не рассказывал, какой я плохой. Это репутационные моменты, к которым я отношусь ответственно.

— Несмотря на строительный бум, наверняка есть проблемы, с которыми вам приходится сталкиваться. Какие бы вы выделили в первую очередь?

— Проблемой зачастую становится то, что мы работаем прозрачно и платим все налоги. Звучит парадоксально, но это так. По этой причине мы иной раз теряем клиентов, которым проще (и дешевле!) обратиться к услугам какой-то бригады шабашников, чем к нам, потому что в стоимость работ мы вынуждены включать сумму, которая уходит на налоги, а это 40% общего бюджета предприятия. Очень надеюсь, что когда-то рынок труда в нашей стране, в том числе и в строительной сфере, будет выведен из тени, все расчеты будут идти по безналу и, конечно, уменьшится налоговое бремя.

— Александр, какой вам видится роль строителей в восстановлении страны?

— После войны строители будут находиться, если можно так сказать, на первой линии фронта. Я думаю, что этот фронт работ будет такой масштабный, что отечественных специалистов окажется недостаточно, поэтому не исключено, что привлекут также иностранные компании. Потому что если полагаться только на свои силы, то это растянется надолго. Но первыми, кто займут свою нишу в будущем восстановлении страны, будут, конечно, отечественные компании. Хотелось бы надеяться, что государство поможет нам в закупке спецтехники для строительных работ. А ее понадобится очень много и если своих средств у строительных предприятий будет не хватать, то государство должно пойти навстречу. Например, продавать ее в лизинг с низким процентом. Или, как вариант, поможет нам доступными кредитами.

— Вы с нуля создали собственный бизнес, столкнулись на этом пути с различными трудностями. Что вам помогает идти вперед и не терять оптимизма?

— Прежде всего, вера в свои силы, участие семьи и поддержка близких. И, конечно, негативный опыт. Ведь он, в первую очередь, опыт, без него никак. Главное, не опускать руки и двигаться дальше.