Предприниматель из Рени Сергей Усов занимается бизнесом уже более двадцати лет, сфера деятельности – компьютерная техника и интернет-технологии. С предпринимательским «ремеслом» молодой человек познакомился еще с ранних лет: его отец был фермером, владельцем нескольких десятков гектаров земли. Во время учебы в вузе он помогал родителям, и именно они воспитали в нем качество самостоятельно зарабатывать и приобщили к предпринимательству, сообщает Бессарабия.UA.

— Компьютерной техникой я увлекался еще со школы, — рассказывает С. Усов, с которым мы встретились накануне Дня предпринимателя Украины (этот праздник отмечается сегодня, 4 сентября). — На тот момент это было ново и далеко не всем доступно. На моем первом компьютере память исчислялась в килобайтах, а считывающим устройством был кассетный магнитофон. После школы (я учился в СШ №2) поступил в Измаильский техникум и получил специальность техника-электрика. Сразу после этого поступил в ренийский филиал Днепропетровской академии на финансово-экономический факультет. На четвертом курсе познакомился с владельцем магазина «Телекон» Иваном Николаевичем Мунтяну, который предоставил мне торговую площадку, и мы открыли отдел компьютерной техники. Несколько лет я реализовывал и обслуживал компьютеры. Поскольку эта работа мне очень нравилась, её трудно было назвать работой – больше хобби.

— Сергей, в Рени, и не только, вас знают как провайдера. Расскажите, как начинали? Ваши первые шаги? Были ли компаньоны, помощники, единомышленники?

— В начале 2000-х интернет dial-up по дозвону считался самым модным: характерный скрип с модема, поминутная оплата никак не омрачали медленное погружение в бескрайние просторы Всемирной паутины. Работая в «Телеконе», познакомился с Виктором Булгару. Виктор на тот момент занимался спутниковым телевидением. Мы видели растущие потребности в скоростях и качестве Интернета. Технология ethernet значительно опережала dial up. Можно было давать 256 кбит и более вместо 56. Это и дешевле, и не дожидаясь дозвона, и не занимая телефонную линию. В общем, новый продукт, на который должны были «клюнуть», имел множество преимуществ. Так где-то в 2004 году и зародился прототип нашего «Меганета». Помню, как начиналось: установка ящиков, протяжка тяжелых медных кабелей. Простенький сервер, а вместо биллинга — тетрадка. Мы, аматоры в новом для нас деле, работали на чистом энтузиазме и альтруизме. Подключали абонентов в основном в многоквартирных домах: так было дешевле из-за плотности абонентов. После очередной грозы или всплесков напряжения мы с Витей брали большую тяжелую деревянную лестницу и шли через весь город (не было транспорта) «перезагружать» или менять дорогостоящие свитчи.

— Как пополнялась ваша абонентская база? Сталкивались ли с какими-то трудностями, проблемами?

— Абонентов прибывало, среди них также были и серьезные предприятия. Время шло, технологии не стояли на месте. Конкуренция давила. Был сложный этап, когда на пике в пару сотен абонентов пошел отток и нужно было принимать решение: либо продолжать вкладываться, не видя прибыли, либо бросать.

Сложное время – год 2010-й, наверное. После долгих обсуждений мы все-таки решили продолжить. На тот момент я уже обзавелся собственным помещением и торговал в магазине «Чип». Благодаря основному бизнесу у нас была подпитка: у меня — компьютерная техника, у Виктора — спутниковые тарелки. Мы смогли напрячься и поставить провайдерскую деятельность на новые рельсы. Закупали новое оборудование, находили новых поставщиков услуг и так далее.

Постепенно начали осваивать частный сектор, зашли в села одно за другим, и в городе начало прибавляться абонентов.  За несколько лет от технологии медных кабелей и радиодоступа мы плавно подошли к технологиям оптоволоконных сетей. Был задорого куплен первый оптический подержанный сварочный аппарат, оптические измерительные приборы. Абсолютно все финансы, полученные с абонентских плат, вкладывались в развитие. Раскрутить маховик провайдерства нам стоило невероятных усилий. Дело в том, что новые технологии стремительно развиваются и требуют постоянных вложений.

— Каков у вас сейчас охват абонентов? Какие населенные пункты обслуживаете? И самое главное: окупает ли ваш бизнес себя, дает ли прибыль?

— Плавно мы подошли к заветной тысяче абонентов примерно в 2019 году. На этот момент у нас уже было пару сварочных аппаратов, все необходимые приборы и инструменты. Дело начало потихоньку окупаться. Не могу сказать, что не было цели получать прибыль. Я имею ввиду чистую, которую можно на себя потратить. Это глупо, ведь любой бизнес должен приносить прибыль. Но на первом месте был и остаётся азарт, борьба с конкурентами и интерес развития.

На сегодня у нас с Виктором Булгару полноценно работающее предприятие: ООО «Никэнерго», где мы оба являемся учредителями. Проложены сотни километров магистралей в земле, на воздухе и под водой.

«Меганет» обслуживает населенные пункты: Рени, Долинское, Лиманское, Нагорное, Котловину, Плавни, а также Владычень (это уже Болградский район). У нас более двух тысяч абонентов. Среди наших клиентов школы, садики, больницы, крупные предприятия и даже операторы сотовой связи. Мы обслуживаем городские и сельские системы видеонаблюдения.

Современные 10-гигабитные маршрутизаторы и канал интернета позволяют давать нашим абонентам практически любые скорости. Совсем недавно запустили тариф 300 мбит, а некоторые предприятия получают 1 гбит/с. Резервные силовые линии, аккумуляторы и генераторы позволяют работать нашему оборудованию не выключаясь годами. Но главным ресурсом, на мой взгляд, является хороший коллектив и наш трудовой тандем с Виктором.

— Насколько в росте абонентской базы, скажем так, «помогла» пандемия, когда все дети должны были заниматься дистанционно? Насколько в этом смысле «помогла» и война? Как известно, многие переселенцы заняли в нашем городе пустующие дома и квартиры, которые не были подключены к Интернету.

— С началом пандемии, конечно, работы прибавилось. Те, кому вчера Интернет не нужен был либо они обходились мобильным, в пандемию пришлось подключаться. Видеоконференции требуют стабильного соединения и хорошей скорости. А недавно увеличился спрос в связи с наплывом переселенцев. Пик подключений пришёлся на март. Работы было много: ведь все хотели срочно. И самая большая трудность была в дефиците материалов. Очень плохо работала логистика и оборвались связи с многими поставщиками. Закупали, где придётся и очень дорого.

— Понятно, что Сеть дает огромные возможности: образовательные, коммуникационные, просто в получении информации. Но, с другой стороны, столько людей «потерялись» во Всемирной паутине, по сути, заменив реальное общение пребыванием в виртуале. Что вы думаете об этой проблеме? Можете ли привести примеры из своей практики?

— На мой взгляд, это очень сложный вопрос. И он больше к психологам, психиатрам и философам. Да, вы правильно указали негативное влияние Интернета и это далеко не весь перечень.

Интернет – это «бомба», которая за короткое время может «взорвать» или «перепрошить» любое сообщество. И примеров этому масса. И контролируют эту «бомбу» владельцы крупных соцсетей, видеосерверов и поисковиков. Пока не выработана общая культура и «правила игры», а также рычаги давления на грязных игроков, Интернет будет являться таковым: созидающим и разрушающим одновременно.

Что касается примеров из жизни, они, конечно же, есть. Например, приходим обслужить абонента, а ребенок погружен в некий Ютуб-канал, где родители играют со своим ребенком и игрушками в детскую игру. То есть ребенок прямо на моих глазах наслаждался виртуальным игровым процессом чужой семьи, а в нескольких метрах от него его собственные родители занимались своими делами.

Или такой пример: когда по какой-то причине у наших абонентов пропадает Интернет, у детей, а иногда и у взрослых начинается паника. Многие маленькие дети воспитываются телефоном или планшетом. И при отсутствии связи взрослые не могут справляться с детьми.

— Насколько активно, по-вашему, осваивает интернет-пространство старшее поколение?

— Старшее поколение также активно пользуется интернетом. И без него они уже не могут. Примеров масса: бабушки и дедушки тоже «зависают» в соцсетях и Ютубе, а также оплачивают услуги посредством клиент-банк.

— А сколько времени вы сами «зависаете» в телефоне? Принято ли в вашей семье ограничивать для детей время пребывания в Сети?

— Я сам подолгу зависаю в телефоне. Но ведь телефон может являться и книгой в определённый момент. Либо справочной, либо художественной.

Интернет сегодня — это и телевизор вместе с радио, и телефон для связи с родными, и факс, и транспорт с корреспонденцией, и банковский счёт, и газета, и книга, и пропагандистская листовка. Безусловно, нужно ограничивать не только детей, но и себя от чрезмерно долгого времяпровождения за экраном гаджетов и побольше гулять на улице, ходить друг к другу в гости, а не общаться только в виртуале. Но в последние годы сначала карантин, а потом война с комендантским часом, вынуждают людей больше находиться дома.

— Сергей, что вы хотели бы сказать в профессиональный праздник коллегам-предпринимателям, что пожелать им?

— В первую очередь, тепло и сердечно поздравляю всех предпринимателей – успешных и пока безуспешных или только начинающих – с нашим профессиональным праздником! Хочу пожелать заниматься только любимым делом, и финансовые результаты не заставят себя ждать. Ведь только любимое дело дает силы заниматься им дальше. Никогда не унывайте и бейте в одну точку. Терпения всем в это нелёгкое время.