фото молочная продукция

В Украине за последние четыре месяца значительно подорожала молочная продукция. При этом до конца I квартала 2022 года (январь, февраль, март) стоимость молочки может вырасти еще на 8-10%. Об этом сообщает Бессарабия.UA со ссылкой на OBOZREVATEL.

«По прогнозам ученых «Института аграрной экономики», в среднем по всем видам молокопродуктов рост цен в I квартале 2022 года может составить в пределах 8-10%, по продуктах неглубокой переработки – на 3-5%. То есть превысит темпы роста, что сложились во ІІ полугодии 2021 года», – рассказал заведующий отделом Национального научного центра «Институт аграрной экономики», кандидат экономических наук Леонид Тулуш.

Эксперт отмечает, что одна из ключевых причин подорожания, которое наблюдалось в последние месяцы, – рост стоимости молока-сырья в Украине во ІІ полугодии 2021-го (почти на 12%). «Рост цен на молоко-сырье, составляющее от 60% до 80% в структуре себестоимости молокопродуктов, является общемировой тенденцией, как и в отношении других продуктов питания», – указал Тулуш.

Он отметил, что в среднем по странам ЕС молоко-сырье подорожало на 16%. По государствам рост цен выглядит таким образом:

  • Польша – на 23%;
  • Нидерланды – на 20%;
  • Германия – более 16%.

По словам Тулуша, основным фактором роста цен на молоко-сырье был существенный рост цен на корма, которые занимают львиную долю в себестоимости производства молока. В свою очередь подорожание кормов связано с ростом цен на мировых сырьевых рынках.

«В Украине рост цен на молоко-сырье усиливается ростом доли использование более качественного молоко-сырья, в частности молока сорта экстра, которое более как на 5% дороже молока первого сорта, а также снижением доли традиционно более дешевого молока от населения», – объясняет специалист.

Что будет влиять на стоимость молочки?

Тулуш говорит, что молокоперерабатывающие предприятия в октябре-декабре прошлого года работали с низкой рентабельностью, а некоторые из них закончили квартал с убытком. Посему компании заинтересованы в повышении цен на свою продукцию.

Кроме того, стимулировать рост цен первые три месяца года будет целый ряд факторов. Среди них:

  • девальвация гривны с начала 2022 года;
  • новый масштаб цен на молокопродукты в Евросоюзе;
  • рост цен на ключевые составляющие себестоимости продукции (сырье, энергоносители, упаковочные материалы, зарплата).

При этом сдерживать рост цен будет низкая покупная способность населения, соответствующая политика торговых сетей по недопущению существенного повышения цен на молокопродукты, низкие ставки ввозной пошлины и рост объемов субсидированного импорта молокопродуктов из стран ЕС.