Город 21-го века – это многочисленное сообщество людей, проживающих на ограниченном пространстве.  Искусством обустройства городов мастерски владеют Западная Европа и США. Ими давно выработаны общие критерии комфортной среды обитания. Это наличие налаженной инфраструктуры, легкодоступных территорий активного отдыха с богатой зелёной зоной и водоёмами – единым «природным каркасом города», низкая плотность застройки и многое другое, служащее единой цели – улучшению условий жизни людей. Неизменный «соавтор» такого улучшения – изящная и выразительная архитектура, «застывшая музыка» в камне.

О том, какие «сонаты» играет нам печальный облик нашего города, читателю не так давно поведал журналист Николай Кривцов на сайте Бессарабия.UA. К сожалению, к голосам неравнодушных горожан те, от кого зависят изменения в городском хозяйстве, прислушиваться не торопятся. Поводы для подобных серьёзных размышлений в последнее время только множатся. Обратим внимание на еще один из них.

Многим жителям припортового и ближайших к нему районов памятен большой детский сад «Колобок», занимавший некогда целый квартал вблизи перекрестка улиц Белгород-Днестровской (раньше Пароходной) и Кутузова. В распоряжении детей и педагогов находились добротные каменные помещения с большими окнами, вместительный двор. Сквозь штакетник прохожие могли видеть хозяйственные постройки, горки с качелями, раскидистые софоры, обвешанные скворечниками…

В середине девяностых детское дошкольное учреждение было закрыто и огорожено глухим забором, доступ во двор остался лишь у местного криминалитета да пьющих жителей округи, которые в один непрекрасный день принялись ожесточённо крушить стены крепких корпусов. В короткий срок здание разрушили до основания – остались только груды мусора. Запыленные «предприниматели» с ломами и лопатами за бесценок сбывали всем желающим безжалостно выломанный «ничейный» кирпич.  «Колобок» укатился в Лету…

Жители округи долго гадали, какая участь постигнет теперь бесхозный участок.  Полагали, что если уж разнесли детсад при «молчаливом согласии» хозяев города, то наверняка ради каких-то более значимых для населения целей. Некоторые даже предположили, что на заброшенном пустыре разобьют небольшой парк, совмещённый с игровой площадкой: тесная застройка хоть в частном секторе, хоть в районе многоэтажек неблагоприятна для проживания, и давно уже назрела потребность в зелёном островке отдыха для взрослых и детей. Тем более что все уже наслышаны об опыте наших европейских соседей, где подобные места – заброшенные заводы, госпредприятия и прочие ведомственные объекты, будучи творчески преобразованы в «оазисы», обогатили ландшафт и давно приносят немалую пользу человеку. В удобных для жизни районах даже недвижимость растёт в цене…

У специалистов, занятых генеральным планированием архитектурного облика Измаила, и у властных структур, «благословляющих» их идеи, напомним, свои особые представления о потребностях горожан. Два года назад на этом участке начались подвижки, и уже сегодня можно подвести некоторые итоги.  На месте некогда веселого детского «городка» выросла восьмерка безликих жилых строений, смахивающих на казармы.  С улицы видны только узкие «коридоры» между ними с нависающими над головой трубами газового отопления. Зелёных насаждений здесь, видимо, тоже не предусмотрели. В каждый дом встроен гараж, половине из них отведена лучшая – южная сторона, с выездом на улицу Захариади, другая половина гаражей выходит на улицу Кутузова. Те, кому часто приходится проезжать по ней, знают, насколько интенсивно здесь автомобильное движение: дорога нередко превращается в «бутылочное горлышко». Гаражи с непродуманным   их размещением эту опасность, скорее всего, усугубят. Нелегко придётся и пешеходам, вынужденным соперничать за тротуар с автомобилями будущих новосёлов.

Отличается транспортной нагрузкой и улица Белгород-Днестровская. По ней регулярно курсируют зерновозы, идущие в порт. Этот перекрёсток – один из самых шумных и загрязнённых в городе. С 2016-го здесь было три серьёзных аварии — одна из последних случилась в июне 2019-го года: многотонный самосвал с зерном, протаранив угол дома, въехал в спальню хозяина. 

Что даст очередной новострой Измаилу? На первый план выходят «минусы»: хаотичная сверхплотная застройка, отсутствие деревьев. Кому-то «посчастливится» приобрести содрогающееся от большегрузного транспорта жильё в тесном дворике на одном из самых загазованных и шумных измаильских пятачков.  Тем временем на лице некогда живописного южного города вырисовывается новый шрам …

«Мы формируем здания, которые после формируют нас», — считал британский гражданин и политик Черчилль. Прискорбно осознавать, что незавидные «формы» современного Измаила едва ли благоприятны для воспитания граждан и политиков.