Придунайские озера продолжают деградировать в то время, как целая армия специалистов и экологов проводит одно важное совещание за другим, пытаясь понять, как действовать и в чем же причина надвигающейся катастрофы. Одним словом, гидросистема сама по себе, а эксперты сами по себе. К сожалению, эти два пока параллельных мира до сих пор не пересеклись в практической плоскости. Ну и на самом деле, непонятно, когда это случится и случится ли…

Это видение ситуации в очередной раз подтвердилось в четверг, 12 сентября, когда в зале Измаильского исполкома горсовета проходило совещание по урегулированию гидрологического режима системы придунайских озер с участием представителей Измаильского, Ренийского, Килийского и Болградского районов. Собрался практически полный зал специалистов, ученых, представителей власти.

Собрались все по той причине, что озера наши в реальной беде. В самом тяжелом состоянии, безусловно, Катлабух. Если учесть, что до уровня мертвого объема здесь осталось всего 11 см, то становится понятно, что водоем агонизирует, и вода в нем крайне загрязнена. Из-за заиленных транспортирующих каналов вода сюда в этом году так и не поступила из Дуная. Озеро оказалось безнадежно отрезанным от запитывавшей его артерии.

Ни много ни мало три часа продолжалось совещание, на котором участники ломали копья, спорили, высказывали свое мнение. Все дружно решали, как спасти Катлабух, как остановить утекание воды из Ялпуга через аварийный шлюз Репида, как, в конце концов, завершить строительство дублирующей дамбы на 108 км Дуная. Эти и много других актуальнейших для экосистемы Придунавья вопросов были подняты на встрече. В общем-то, варианты решения их известны, по многим объектам имеются проекты и заключения экспертизы. Но все упирается в отсутствие финансирования. Денег как не было, так и нет.

Не сказалось положительным образом расформирование в начале этого года Дунайского офиса водных ресурсов – организации, которая обслуживала защитные сооружения и шлюзы. Потому что не появилось главного – финансирования. Можно проводить совещания даже не по три, а по четыре и пять часов, но что это изменит, если денег на работы все равно нет?

Однако стоит признать, что на этом совещании состав присутствующих был действительно солидным: председательствовал  начальник отдела по вопросам природопользования аппарата Одесского облсовета Александр Харлашин, принимали участие также заместитель председателя облсовета Вадим Шкаровский, депутаты облсовета Юрий Маслов и Владимир Чумаченко, главы районов, сельские головы и районные депутаты. У присутствующих появилась надежда, что удастся сдвинуть с мертвой точки проблему. Пока в конце форума не вернулись к вопросу Катлабуха…

Ранее сообщалось, что на принудительную подкачку воды из Дуная в озеро понадобится порядка 6,6 млн грн. Разговор об этом шел на предыдущем совещании в мае с участием Вадима Шкаровского. Но денег, конечно, на это не выделили. На сессии облсовета тогда приняли «архиважное» решение – обратиться в управление МЧС с просьбой о помощи. Депутаты сымитировали эдакую озабоченность – то есть вроде не отказали и даже время уделили – кнопки нажали. Ну и вот, теперь во второй раз Вадим Шкаровский приехал в Измаил по этой же проблеме и опять спросил, сколько, мол, надо денег на Катлабух. Начальник Измаильского управления водного хозяйства Афанасий Жечков, человек грамотный и конкретный, ответил, что хотя бы та же сумма. Но тут уже ввиду времени года появились нюансы. Во-первых, через пару недель воду из водоемов надо будет уже сливать. А чтобы набрать озеро до нужного уровня, понадобится не меньше 90 дней. Да еще две недели уйдет на то, чтобы насосную станцию подготовить. Таким образом до конца года деньги, даже если и поступят (во что мало верится), освоить их предприятие не успеет.

— Какой же выход? — спросил Шкаровский.

— А нет выхода, — ответил Жечков.

Это все, что нам надо понимать о бюрократической чиновничьей машине, которая загубила уже не одну возможность помочь погибающей природе.

Подробнее об информации, прозвучавшей на совещании, читайте в следующих публикациях Бессарабского медиахолдинга.