22 ноября 2019 года практически возле пляжа «Дельфин» в Одессе потерпел крушение танкер «Делфи». Лежащее на боку судно стало местной достопримечательностью. Политики, да и простые граждане тоже, не упускали момента сфотографироваться на фоне потерпевшего бедствие танкера и выложить фото с язвительными комментариями в сеть.

С наступлением лета и разгаром курортного сезона затонувшее судно представляет опасность уже не столько как возможный источник выливающихся остатков нефти, но и как несанкционированный туристический объект, на который постоянно пытаются попасть экстремалы.

Вчера, 30 июня, судовладелец танкера анонсировал начало работ по подъему судна и его отвода от волнолома. Сегодня с утра Бессарабский медиахолддинг получил первые комментарии, касающиеся сроков выполнения операции и связанных с нею нюансами.

«Судовладельцем изначально был предложен вариант порезки судна на месте аварии. Этот процесс занял бы 45 дней, и сегодня о «Делфи» никто бы и не вспомнил. Однако в целях безопасности окружающей среды данная технология не была поддержана городскими властями.  Разработка другого варианта – убрать судно с пляжа – заняла много времени: танкер лежит на мелководье (заперт с одной стороны волнорезом, с другой – каменной грядой) из-за чего подойти флотом (буксирами и др.) – невозможно… Более того, грузоподъемная техника для подобных операций в Украине отсутствует, нет доступа с берега для колесной или гусеничной техники плюс каменная гряда… И это лишь часть проблем, с которыми нам пришлось столкнуться. Но, несмотря на все сложности, мы нашли уникальное техническое решение! После дополнительных обследований был разработан проект плана работ (ППР), в который помимо описательной части готовящейся операции вошли расчеты схемы, подробный поэтапный план и т.д. На сегодняшний день проект плана работ направлен капитану порта Одесса и в Госэкоинспекцию в Одесской области согласно требованиям действующего законодательства Украины. Мы продолжаем работать!» — написал в своем телеграм-канале представитель судовладельца.

Суть согласованного с вышеуказанными инстанциями метода подъема судна заключается в следующем:

— Для начала обеспечивается положительная плавучесть носовой части судна за счет опустошения уцелевших помещений;

— Дополнительно с использованием надувных понтонов, устанавливаемых внутри корпуса и на палубе судна, облегчаются корпуса танкера;

— После этого производится разворот (выкренивание) и выравнивание судна.

— Затем танкеру придается минимальная осадка и обеспечивается его безопасная буксировка в порт назначения Черноморск.

В мировой практике известны случаи применения этой технологии. Специалисты называют ее более чем действенной.

На сегодняшнее утро подготовительные работы по подъему и буксировке судна были выполнены более чем на 75%. Около 9 утра спасатели приступили к активной фазе работ.

Уже в 9:51 благодаря перекачке воды из центральных танков «Делфи» обрел небольшую положительную плавучесть и отошел от волнолома. Эта операция позволила избежать использования буксиров для поворота носовой части судна (буксиры планировались на сегодня, – работа отменена).

«Вот что значит правильные расчеты и тщательные подготовительные работы. У нас все получится!» – прокомментировал ход выполнения операции представитель владельца судна.

В помещениях, в которые водолазы не имеют физического доступа, использовался специальный подводный робот, в чью задачу входила установка проводников в средний и кормовой танки правого борта (видео).

Вдоль леерного ограждения бортов для обеспечения положительной плавучести сейчас устанавливаются специальные надувные танки (фото). Всего для этой цели будет задействовано 17 таких приспособлений. Все работы проводятся под водой.

С целью обеспечения целостности корпуса при проведении подъема на судно доставлен кранец, который будет установлен между волноломом и корпусом судна.

Представитель судовладельца отмечает, что в последнее время, давление со стороны различных организаций на судовладельца, с требованием ускорить процесс подъёма затонувшего танкера, достигло своего апогея. Он официально заявляет, что любая поспешность может привести к нарушению технологического процесса и, как следствие, повреждению судна – частичному или полному разрушению его корпуса, что в результате повлечет за собой увеличение сроков по проведению работ. Было направлено официальное письмо судовладельца на Офис Президента, с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию.