Музыка – один из немногих феноменов, способных объединить людей. Она говорит на особом, уникальном языке звуков и чувств. А как быть тем, кто не слышит звуков? Александра Омельченко, выпускница Болградской специальной школы-интерната, может много об этом рассказать. Правда, на языке жестов. Девушка плохо слышит с детства, и с возрастом ее слух не становится лучше. Но это не помешало Александре научиться петь руками и одержать победу на XIII Всеукраинском конкурсе «Эрудит» для детей с нарушениями слуха.

Могу с уверенностью сказать, что в мире нет случайностей. Нет случайных людей. Никогда не знаешь, как одна встреча с незнакомым человеком может раз и навсегда изменить твою жизнь. Также совершенно неожиданно для самой себя я встретила удивительно солнечную девушку – Александру Омельченко. Наше заочное знакомство произошло во всемирной паутине, где я узнала о ее победе в интеллектуальном конкурсе общегосударственного масштаба. Это произошло 3 мая в Киеве. Посетить Болград и познакомиться с Александрой мне удалось только в конце мая. Тогда я еще не знала, как же сильно эта хрупкая девятнадцатилетняя девушка изменит мой мир, раскрасит мои порою серые будни своими яркими красками. 

«Тишина – моя музыка»

Александра перестала слышать еще до года в результате неудачного лечения банальной ангины. Кроху пичкали разными антибиотиками, которые просто разбомбили ее слух. О своей семье Саша рассказала мне мало, с примесью грусти в глазах, хотя домой, в родной Измаил, ездит каждые выходные и проводит здесь все каникулы.  Саша – из многодетной семьи, где пятеро детей. До семи лет жила в Измаиле и посещала детский садик «Веселка». Но отсутствие слуха приносило ребенку дискомфорт – мешало общению со сверстниками. И тогда родители Александры, Татьяна и Андрей Омельченко, вынуждены были подыскать своей дочке специализированное учебное заведение, расположенное недалеко от родного города. Вторым домом вплоть до 19 лет для Александры стала Болградская школа-интернат для детей с проблемами слуха.

С 4 класса  Александра — победитель и лауреат первой степени районного этапа Всеукраинского конкурса «Чистые росы». Кроме того,  девушка получила два гран-при, приз зрительских симпатий, заняла первое место в детском конкурсе талантов «Звездочка Болграда».

На жестовом языке «тишина» звучит красиво: подносишь указательный палец к губам, а потом разводишь руки в стороны ладонями вниз, как будто успокаиваешь все звуки.

 У Александры Омельченко  артистичные руки и красивый голос. Сама она давно знает, что ее руки обладают удивительным свойством убаюкивать собеседника плавными движениями. Благодаря такому таланту исполняет  музыкальные композиции «с чувством» (преимущественно из репертуара Ани Лорак, Тины Кароль). Например,  за исполнение песни «Твої гріхи» украинской певицы Тины Кароль  на детском конкурсе талантов «Звездочка Болграда-2017» Александра получила гран-при, а также всенародное восхищение.Как сознается девушка, для жестового исполнения она выбирает песни со смыслом и сюжетом, чтобы смотрелись. Как говорила Алла Пугачева, песня – это маленький спектакль, который надо сыграть за пять минут.

Чтобы показать слово «музыка» жестами, нужно представить в руках дирижерскую палочку, а перед собой оркестр, и взмахнуть руками, как дирижер.

Саша время от времени говорит «вы», подразумевая слышащих, а под «мы» – тех, кто не слышит. Глупо отрицать дистанцию между «вы» и «мы», но если идти навстречу, она сокращается.

В жестовом языке слово «навстречу» выглядит так. Человек отводит руки в разные стороны и между ними появляется пустота. Все пальцы, кроме указательных, сжаты в кулак. Потом сближает руки, пока они не соприкоснутся. В этот момент указательные пальцы кажутся человеческими фигурками, движущимися друг к другу. Не сразу, но Александра  все же перестала бояться делать шаги навстречу. А  глухоту молодой девушки выдают лишь небольшой «прибалтийский» акцент и несколько иная интонация.

В числе эрудитов Украины

Помимо творчества – пения, танцев и рисования, которые выпускница школы-интерната считает все-таки увлечением, Александра показывает высокие результаты в учебе. В начале мая  она одержала победу на XIII Всеукраинском конкурсе «Эрудит» для детей с нарушениями слуха.

Данный конкурс проводится ежегодно среди соискателей образования с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) 12-х (13-х) классов учреждений общего среднего образования.

Александра успешно прошла первый областной этап, в результате чего представляла Одесскую область во Всеукраинском этапе XIII Всеукраинского конкурса «Эрудит», который проходил в столичном культурном центре Всеукраинской общественной организации инвалидов «Украинское общество глухих» (УТОГ).

Девушка прошла двухчасовое тестирование по нескольким предметам – физике, химии, биологии, математике, истории Украины, украинскому языку и литературе. А творческая работа Александры на тему «Как я провела свой выходной день» получила высокую оценку опытного жюри и принесла талантливой девушке награду и памятные подарки, символизирующие победу. В своем сочинении школьница описала двухдневную поездку в Киев, которую прошлой весной ей организовала общественная организация «Центр развития Бессарабии» (соучредитель – Виктор Куртев).

«Психология – мое призвание»

Саша говорит, что в современном обществе ей живётся достаточно комфортно. Признаётся, что тяжело было в детском и подростковом возрасте, когда приходилось много учиться, получая не только школьные знания, но и навыки поведения в коллективе. Рассказывает, что за свою жизнь прошла большой путь личностного становления: если в детстве она сильно стеснялась своей глухоты, то сегодня она с нею освоилась.

Каждое утро для нашей героини начинается с улыбки, все воспитатели отмечают веселый нрав Александры.

«Общение с учителями и сверстниками поднимает мне настроение. А это значит, что мой день не прошел даром», — говорит девушка.

Благодаря  содействию директора Болградской специальной школы-интерната Ларисы Аврамовой  осуществилась детская мечта Саши  — получить диплом психолога. Александра стала студенткой Одесской юридической академии, поступив на факультет психологии, политологии и социологии. Как рассказала заместитель директора  по воспитательной работе школы-интерната Алина Чернигова, Александра еще в нулевом классе  стала любимицей всей школы. Очень часто девушка снимает напряжение детей шутками, смехом. Саша не приемлет конфликтного общения, она – дипломат. Поэтому выбором своей воспитанницы Алина Семеновна гордится, поскольку считает его правильным.

                        «Я не такая, как все, и поэтому сильная»

 «Это действительно непросто: быть не такой, как все, — говорит Александра. — Чувствовать, что сама судьба предъявляет к тебе более высокие требования, нежели к остальным. Ни одно из испытаний, выпавших мне, глухой девушке, меня не сломало. Все они сделали меня сильнее».

Впрочем, это можно сказать о каждом из 80 воспитанников учебного заведения, где получала знания Саша. На момент выхода статьи для девушки прозвенит последний звонок, и она станцует последний школьный вальс на выпускном балу.

Отметим, что Болградская специальная общеобразовательная школа-интернат I-III ступеней с дошкольными группами коррекционного и реабилитационного направления более 70 лет открыта для детей с нарушениями слуха и речи, которых она пестует в духе любви к Украине, учит исповедовать вечные ценности в жизни, добросовестно выполнять общественные обязанности для стабильного развития социума и дает такие знания, чтобы максимально раскрыть потенциал каждой личности. Однако детей сейчас очень мало. Педагоги связывают данный факт с новой образовательной реформой.  Преимущественно это касается  инклюзивного обучения детей  с особыми потребностями в условиях современной школы. Но такое образование для глухого ребенка просто неприемлемо.

«С таким ребенком рядом должен постоянно находиться педагог, который мало того что владеет жестовой речью, но и реально помогает. Помимо этого, каждый учитель должен стать сурдопедагогом, владеющим методикой преподавания жестового языка, дабы научить ему детей», — резюмирует заместитель директора  по воспитательной работе Алина Чернигова.

А самое главное, что каждый педагог должен быть тонким психологом, ведь после пребывания в массовых школах эти особенные дети нередко приходят сюда с моральными травмами. И раскрыть их потенциал, сделать их свободными от комплексов очень сложно, но реально. Яркий тому пример — Саша Омельченко. Главный успех этого непростого дела –любовь, живущая  в сердце каждого из педагогов. На языке жестов, чтобы ее показать, нужно прикоснуться раскрытой ладонью к груди.

«Иногда мне кажется, что свобода – это слишком сложно. Но потом понимаешь, что другим будет легче идти по дороге, которую ты уже прошел. И это классное ощущение. Это награда», – говорит Александра.

Если соединенные на уровне груди в одной точке руки резко развести в стороны, как будто распахнув внутренние ворота, то это на языке жестов и есть «свобода».