Уже завтра по всей Украине, кроме тех населенных пунктов, которые попали в красную зону, начнутся занятия в школах. По традиции классные руководители должны провести со своими учениками первый урок. Ежегодно Министерство образования дает рекомендации относительно тем, которым он может быть посвящен. В зависимости от возраста школьников на первом занятии учителям предлагается поговорить с ними о дружбе, совести, толерантности, правовом статусе человека и гражданина, самореализации и других важных аспектах человеческой жизни.

В этом году все рекомендованные МОН темы, так или иначе, касаются пандемии COVID-19.  На сайте Osvita.ua 28 августа была опубликована подборка материалов, которыми учителя могут воспользоваться при подготовке к занятию, а также план интерактивного урока о коронавирусной болезни COVID-19 и правилах безопасного обучения во время карантина. Урок разработан ГС «Освіторія» в рамках кампании «Школо, ми готові», которую реализует ЮНИСЕФ Украины в сотрудничестве с Министерством образования и науки Украины.

По задумке разработчиков материалы должны помочь:

  • объяснить ученикам новые правила поведения во время обучения в условиях карантина;
  • развенчать мифы о COVID-19;
  • ознакомить с правилами респираторной гигиены;
  • проинформировать о психологической помощи в случае тревожного состояния из-за пандемии, ознакомить с алгоритмом действий.

Материалы разделены на два комплекта – для учащихся 1-4  и 6-11 классов.

Комплекты материалов содержат:

  • презентации к уроку и викторины;
  • материалы для интерактивных занятий;
  • план урока с описанием активностей;
  • рекомендации для учителей.

Чтобы у учителя была возможность провести такой урок, класс должен быть оборудован проектором (или интерактивной доской). В случае отсутствия указанного оборудования учителю необходимо распечатать презентации для каждого ученика.

В презентации, предназначенной для младших школьников, учителю предлагается представить COVID-19 в виде “гостя”, который приносит с собой повышенную температуру тела, кашель и утомляемость. Для того чтобы защитить себя от болезни, детям рекомендуется соблюдать определенные правила, касающиеся личной гигиены и поддержания социальной дистанции. Все рекомендации представлены в игровой форме (по типу игры “Крокодил”).

Что примечательно, в презентацию не внесено изменение, озвученное 29 августа министром здравоохранения Максимом Степановым, согласно которому ношение маски для учеников 1-4 классов не обязательно.

Для старшеклассников к первому уроку разработаны брейншторминг, викторина и игра “правда-миф”, в ходе которых ученики должны определить являются ли правдивыми определенные утверждения про коронавирус, получившие широкое распространения в обществе, а также дать ответы на некоторые вопросы, касающиеся правил поведения во время болезни, влияния коронавируса на различные сферы жизни, а также последствий пандемии в мире.

В ходе урока предусматривается командная работа учеников, во время которой учителю, тем не менее, необходимо контролировать соблюдение дистанции. Также во время урока предлагается использовать раздаточный материал для викторины (мешочек, карточки), что тоже предполагает тесный контакт между учителем и учениками.

На проведение урока предусмотрено двадцать минут. После этого в школе должны начаться занятия согласно расписанию.