Осенью 2018 года в Украине вступил в силу закон, регулирующий вопросы доступа детей с особыми потребностями к образованию в детском саду, школе, внешкольных учреждениях и учреждениях профессионального или профессионально-технического образования. Уже в марте 2019 года в Измаиле на базе шестой школы для такой категории ребят открылся городской инклюзивно-ресурсный центр. На днях через конкурсную процедуру прошло назначение его директора, психолога с многолетним стажем Олимпиады Владимировны Гратий, которая до этого работала в центре в качестве и.о. руководителя. Бессарабский медиахолдинг решил из первых уст узнать о буднях такого необходимого юным измаильчанам центра.

Специалисты инклюзивно-ресурсного центра занимаются проведением комплексной психолого-педагогической оценки развития детей возрастом от 2 до 18 лет. Эта процедура необходима для изучения их особенных образовательных потребностей, для получения коррекционных и реабилитационных услуг. В штате центра работают квалифицированные психолог, логопед, дефектолог, реабилитолог. Отметим, что ещё год назад, когда автор этих строк приходила знакомиться с работой данного учреждения, штатного дефектолога здесь не было, приходилось привлекать из детских садов. А вот теперь центру удалось обзавестись своим специалистом, что не может не радовать.

С первых минут общения с сотрудниками инклюзивно-ресурсного центра создаётся тёплая и доброжелательная атмосфера. Сразу ощущается, что здесь работают энтузиасты и люди, влюблённые в своё дело.

Как рассказала директор Олимпиада Владимировна, в центре работают с несколькими категориями детей: с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллектуального развития, с тяжёлыми нарушениями речи, со сложными нарушениями развития (в том числе с синдромом Дауна), со слепыми и сниженным зрением, а также с глухими и имеющими дефекты слуха.

Согласно данным статистики, в Измаиле насчитывается 478 детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в возрасте от трёх до шестнадцати лет, из них 429 – дошкольники, в ещё 49 — ребята школьного возраста. Такие дети обучаются в восьми школах города, в которых для них создано 33 класса (данные на январь 2019 года. – Авт.).

Задача специалистов центра — провести комплексную оценку каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями. Она проводится по пяти направлениям с определением физического, речевого развития ребёнка, учебных навыков, когнитивной сферы (логики и мышления) и эмоционально-волевой (эмоции и чувства, эмоциональные состояния). С начала года в центре подготовили уже 72 заключения. Их могло быть и больше, но карантин поставил процесс на паузу, ведь в этот период запрещены все занятия и встречи.

Результаты оценки, представленные в заключении, занимают до пятнадцати страниц. Затем на основании этого заключения команда педагогического сопровождения прописывает индивидуальную программу развития ребёнка. Впоследствии каждые три месяца отслеживается динамика. На заседания педагогов и специалистов приглашают родителей воспитанника, они присутствуют при обсуждении таких вопросов: какие цели на период были поставлены? Чего удалось достичь? На что нужно обратить внимание, и над чем продолжать работу? Самая важная задача, которую ставят перед собой специалисты, работая с детьми с особыми потребностями – это максимально способствовать их социализации.

В детских садах и школах, где есть такие дети, очень важно беседовать со всеми учащимися, разъяснять им, что одноклассникам нужна их помощь и сотрудничество. Например, когда ребята интересуются: почему в классе два педагога, а не один? Почему у того или иного ребёнка другие учебники (в случаях, к примеру, когда есть проблемы со зрением)? Почему ему уделяется больше внимания, чем остальным?

«Когда детям всё объясняешь, то они очень хорошо понимают ситуацию. Случаев отторжения сверстников с особыми потребностями не было. Наоборот, они настроены помогать!», – отмечает директор инклюзивного центра.

Для комплексной оценки каждый из специалистов – психолог, дефектолог, логопед, реабилитолог – отдельно общается с ребёнком по своему профилю. Это занимает от тридцати минут до часа. Время проведения обследования зависит от контактности подопечного, от особенностей его развития (в зависимости от сложности диагноза). В итоге может понадобиться от одного до семи визитов в инклюзивный центр. «Ребёнок должен раскрыться, пойти на контакт. Показать всё, что он умеет. Мы опираемся на его сильные стороны, которые и становятся базой для развития слабых сторон», – поясняет принцип работы Олимпиада Владимировна. Руководитель отмечает, что большинству родителей сложно принять тот факт, что их ребёнок особенный. Ввиду этого взрослые зачастую не меньше малышей нуждаются в помощи психолога, и её в центре также оказывают.

«Ребёнок зеркалит поведение родителей. Поэтому очень важно выяснить, что беспокоит взрослых, какие есть проблемы», – акцентирует психолог.

Основной приказ, утвердивший типовую учебную программу начального образования специальных учреждений общего среднего образования для детей с особыми образовательными потребностями, датирован 26 июля 2018 года. На него и опираются педагоги в своей работе.

Отметим, что услуги центра бесплатны, работу специалистов оплачивает государство.

Сейчас, пока на территории Украины действуют карантинные ограничения, занятия для детей в измаильском центре приостановлены. Но это отнюдь не означает, что дело пущено на самотёк! С помощью интернета педагоги отправляют родителям своих подопечных индивидуальные программы для занятий, чтобы не терять приобретённые навыки и продолжать работу, пусть и удалённо. Боевой дух ребят на карантине воспитатели и педагоги поддерживают с помощью мотивирующих видеопосланий.

Поскольку в Украине инклюзивное образование ещё в стадии становления, то весьма ценной для сотрудников инклюзивно-ресурсного центра Измаила является возможность участвовать в семинарах, где коллеги из других стран делятся своим опытом по данной теме. Один из них проходил в Одессе в феврале 2020 года: профессора из педагогического университета Австрии рассказали измаильским коллегам о задачах сферы инклюзии, разнообразии и специальном образовании в сегменте инклюзивно-ресурсных центров. С наступлением карантина образование продолжил семинар в онлайн-формате специалистов из Чехии.

Специалисты инклюзивно-ресурсного центра постоянно работают над повышением уровня своей квалификации. Рассказывают о своей работе с огоньком в глазах. И самое время было бы завершить статью, если бы не одно «но»…

Есть очень важный момент, который вывел бы работу центра на качественно новый уровень – это наличие просторных помещений. С момента своего открытия в Измаиле, а это уже почти полтора года, учреждение занимает лишь три небольших кабинета в шестой школе.

Изначально размещение там учреждения рассматривалось в качестве временного варианта, пока не будет отремонтировано здание на ул. Гагарина,2а. Когда год назад я приходила в центр, то его работники надеялись зиму 2019-2020 года встретить уже в новом помещении, однако планы не осуществились. Поэтому возьму на себя гражданский долг обратиться к руководству города за содействием в скорейшем переезде инклюзивного центра в приспособленное для детей с особыми потребностями здание, где есть пандус для маломобильных групп, туалет в здании, что очень важно для тех, кому не так легко передвигаться (особенно в непогоду и холодную зимнюю пору).

Очень хотелось бы следующую встречу с дружным коллективом инклюзивно-ресурсного центра провести уже по новому адресу.

Справка. По состоянию на 1 января 2020 года в инклюзивных классах в Украине обучались 19345 учеников с особыми образовательными потребностями. Это в 7 раз больше показателей пятилетней давности. К началу текущего года в стране созданы 13 782 инклюзивных класса.

Министерство образования Украины разработало для родителей пошаговую инструкцию действий для поступления в инклюзивный класс или группу. Ознакомиться с ней можно по ссылке.