Выпускникам 11 классов в этом году пришлось как никогда сложно. Сначала из-за карантина они лишились возможности нормально в привычном режиме готовиться к ВНО, затем несколько раз смещались даты сессий. Все эти проблемы не смогли не отразиться на психологическом состоянии тех, для кого учебный 2019-2020 стал последним школьным годом. 

К счастью, все трудности уже позади, и сегодня внешнее независимое оценивание почти завершено. Из одиннадцати дисциплин, часть которых является обязательными, а другая часть предлагалась выпускникам на выбор, уже известны результаты девяти. Это объединенный тест по украинскому языку и литературе, история Украины, математика, биология, физика, английский, немецкий, испанский и французский языки. Результаты тестирования еще по двум предметам – географии и химии – будут доступны уже в ближайшие дни.

Правда, впереди еще апелляции и дополнительная сессия для тех, кто по каким-то причинам не смог прийти на экзамен вместе с основным потоком.

Но данные по количеству участников тестирования и их предпочтениям, обнародованные Украинским центром оценивания качества образования (УЦОКО), можно проанализировать уже сейчас.

Эта информация интересна по нескольким причинам. Во-первых, впервые за последние пять лет у выпускников школ была возможность отказаться от ВНО, если они не планируют поступать в украинские вузы. Так что мы можем примерно определить, сколько у нас таких школьников. Во-вторых, проанализировав популярные предметы, которые выбирали абитуриенты для тестирования, можно в целом понять соотношение среди них «лириков» и «физиков».

По информации УЦОКО, всего на ВНО зарегистрировалось 379 493 человека. Первый обязательный предмет ВНО – это объединенный тест по украинскому языку и литературе.  Сдавать его намеревалось 369767 выпускников. Второй обязательный предмет нужно было выбрать между историей Украины и математикой. Здесь количество зарегистрированных распределилось следующим образом: история Украины — 264 081 человек и математика — 186 204 человек.

Третий и четвертый предметы отдавались на свободный выбор участника ВНО. Здесь в лидеры по количеству желающих проходить тестирование вырвалась география -130957 зарегистрированных на ВНО. Конечно, это не значит, что у них всех будущая специальность напрямую связана с этой наукой. Дело в том, что в «Условиях приема» география очень часто идет на выбор: или география, или иностранный язык, физика, химия или математика. В такой ситуации география для многих становится палочкой-выручалочкой. Этот предмет тестировании часто выбирают будущие экономисты. Среди них обычно много потенциальных контрактников, а география считается легким предметом.

Ожидаемо среди популярных предметов на ВНО оказались также английский язык и биология (соответственно 117 780 и 113 944 зарегистрированных). Биология нужна будущим медикам, преподавателям соответствующей дисциплины, а также физкультуры, аграриям и ветеринарам. К тому же все более популярной становится специальность «биология» в университетах: экологи, генетики, биофизики, биохимики – всем им изначально нужны базовые знания по указанной дисциплине. Но будем откровенны: большинство тех, кто планирует стать ученым-биологом, мечтают работать не у нас, а в прогрессивных европейских лабораториях, где творится современная наука.

С 2019-го года «Условия приема» построены таким образом, что в них стало больше специальностей, при поступлении на которые можно подавать сертификаты по физике или химии. Так Министерство образования и науки решило стимулировать школьников к изучению естественных наук.
Но этот ход практически не сработал: меньше было желающих проходить тестирование по физике (28124) и химии (14125). И причин здесь несколько. Во-первых, эти предметы все-таки идут на выбор выпускника, поэтому у последних есть возможность предпочесть вместо них, к примеру, математику или биологию. Во-вторых, следует понимать, что на сегодняшний день хорошая лабораторная база для изучения этих наук есть далеко не во всех школах. А уровень знаний, который требуется от выпускника в наше время, что бы нам ни пытались доказать адепты советского образования, в наши дни гораздо выше, чем несколько десятков лет назад. В-третьих, ко всему вышесказанному во многих школах, особенно сельских, сегодня просто не осталось учителей-предметников, специалистов по данным дисциплинам.

Конечно, абитуриенты не хотят рисковать и портить себе конкурсный балл. Кстати, тем, кто все-таки рискнул кинуть вызов таким сложным наукам, помимо подготовки к испытанию пришлось в этом году преодолеть немаленькие расстояния до пунктов сдачи ВНО. Так, выпускники из всей Бессарабии химию сдавали в Одессе. Можно, конечно, возразить, что Ломоносов пешком к знаниям гораздо больше миль протопал. Но вряд ли это утешит детей, которым пришлось с вечера добираться в областной центр, искать возможность там заночевать, а после окончания тестирования еще несколько часов ехать в жару домой.

Мало участников зарегистрировалось и на тестирование по испанскому, немецкому, французскому языкам (2807 человек). Как известно, регистрация на тестирование проходила еще в конце февраля, когда никто не мог даже предположить, что в проведение школьных выпускных экзаменов будут внесены такие изменения.

Тогда все выпускники школ планировали сдавать ВНО, иначе они просто не получили бы школьных аттестатов. Однако после того, как было принято решение дать возможность выбора и оставить обязательное ВНО только для поступления в украинские университеты, количество участников тестирования уменьшилось, особенно на Западной Украине.

О чем это говорит? Все банально просто: большинство тех, кто не пришел на пункт тестирования, не планируют вступать в украинские вузы. Учиться они будут, но за границей. Причем это далеко не худшие ученики, даже наоборот. Как раз на чемоданах сейчас сидят выпускники-медалисты и те, чей средний балл в школьном аттестате находится в пределах от восьми до девяти. То есть те дети, которые должны строить будущее своей страны, уезжают из нее в поисках перспектив, которые им предлагают страны Евросоюза.
Во время тестирования школьники должны написать, а учителя проверить 1227154 тестов. Однако из-за того, что на ВНО явились не все, было написано 913 995 тестов, то есть 74,45% от количества запланированных. Фактически 25 процентов выпускников либо уедут за границу, либо будут искать возможности обучения по совместным программам с иностранными ВУЗами, где не требуются результаты ВНО. Либо вообще потеряют свой шанс стать студентами в этом году и будут вынуждены искать работу.

А что же с теми, кто будет поступать в вузы в Украине? Каковы их результаты ВНО?

Начнем с обязательного тестирования по украинскому языку и литературе. Минимальный порог в 100 баллов преодолели 84 процента или 251648 человек. Математику успешно сдали 132745 выпускников. Это 82 процента из тех, кому этот предмет необходим для поступления в вуз. Выше сотни баллов по биологии набрали 70 303 учащихся, или 91 процент принявших участие в ВНО по этой дисциплине. По физике эти цифры составляют 20521 участник, или 85 процентов из всех желающих подтвердить свой уровень знаний. Что касается английского языка, то проходной балл набрали 97314 выпускников, или 87 процентов из всех прибывших на пункты тестирования.

Поскольку «разбег» баллов среди тех, кто сдал ВНО, составляет целую сотню, очень интересно проанализировать еще один показатель. А именно, процентное соотношение тех, чьи результаты оказались гораздо выше средних. Такие высокие баллы по ВНО и говорят о том, что, несмотря на все трудности, дети очень ответственно отнеслись к подготовке. А значит, тестирование для них играет серьезную роль в жизни.

Для анализа мы выбрали показатели свыше 180 и более баллов по каждой из дисциплин, результаты по которым известны на сегодняшний день. Больше этой отметки по украинскому языку и литературе набрали 13,23 процента участников. По математике показатель составил 9,09 процента. Чуть больше, а именно 9,55 процента выпускников преодолели эту отметку на ЗНО по физике. Намного ниже отличных результатов показали испытуемые по истории Украины. Выше 180 баллов сумели набрать только 5,61 процента. Немного лучше показали себя будущие биологи. Высокие оценки получили 8,65 процента участников.

А вот те, кто для сдачи ВНО выбрали иностранные языки, справились с заданиями намного качественнее. Больше 180 баллов по английскому языку набрали 15,96 процента участников тестирования. Немецкий, французский и испанский языки ожидаемо сдавали меньше всего людей. Порог в 100 баллов из них преодолели 1567, 366 и 102 человека соответственно. Из «немцев» больше 180 баллов набрали 27,31 процента, из «французов» — 19,95. Лучшими оказались результаты тех, кто изучал испанский: более 180 баллов получили 29,41 процента тестируемых.

Что примечательно, почти 31 процент учащихся на ВНО по истории Украины набрали от 100 до 120 баллов, то есть фактически получили самые низкие из возможных положительных оценок. Что касается украинского языка и литературы, таких результатов оказалось 24, а математики – 30 процентов.

Сделать однозначные выводы из полученных данных, наверное, сложно. Хотя и так понятно, что результаты сельских детей, которым ко всем прочим трудностям пришлось преодолевать по двадцать- пятьдесят, а то и больше километров до пунктов тестирования в среднем будут хуже. В то же время однозначно ясно, что лучше всех с ВНО справились те выпускники, которые прилагали наибольшие усилия для достижения своей цели. Например, те, которые изучали иностранные языки в специализированных школах и лицеях, где и квалификация преподавательского состава выше, и материальная база лучше. И, будем честны, семнадцатилетние юноши и девушки, в течение стольких лет упорно изучавшие иностранные языки, тоже видят в них свой пропуск в лучшую жизнь не в Украине.