По сообщению измаильского историка-краеведа Александра Серикова, в пределах охранной исторической зоны на территории крепости экскаватором вновь раскопаны старинные захоронения. Вместе с землёй вокруг траншеи разбросаны истлевшие человеческие останки.

В последние годы в районе крепости, земля которой изобилует культурными слоями разных эпох и древними кладбищами, полным ходом идёт возведение «малых архитектурных форм», или МАФов, – проще говоря, жестяных и пластиковых ларьков и «торговых двориков», которые, ввиду их более чем скромного вклада в эстетику (да и в экономику) города, в обществе нередко именуются «сараями». В ходе этих «великих строек», сопровождаемых выступлениями мэра в присутствии прессы, системно и без лишнего шума уничтожаются остатки и без того изреженных зелёных насаждений Измаила, а на территории исторических зон, подлежащих охране в соответствии с законами Украины, производятся земляные работы и прокладка коммуникаций.

Один из таких ларьков возвели вблизи измаильского филиала Одесской морской академии по улице Фанагорийской, 9. По сообщению участников группы «Измаил. История крепости», как раз на данном участке находилось христианское кладбище 17-18 веков.  От жестяного сооружения тянутся две узкие длинные траншеи, при копке которых и были потревожены людские останки. Кости, вырванные из могил ковшом экскаватора, переломаны и раздроблены. Части скелетов остались в земле: из стенок ям траншей торчат обломанные экскаватором фрагменты костей. Исполнители работ, разбросавшие людские останки вокруг могил на одной из самых людных улиц района, не удосужились привлечь прессу либо полицию – «сойдёт и так..

Вспоминается, как зимой 1995 — 1996 года на деревьях вдоль дороги, ведущей в глубь крепости, кто-то развесил зловещие «декорации» – человеческие черепа. Ветхие коричневые кости недолго провисели на ветках – их вскоре сбросили на землю и раздробили. Много месяцев спустя под ногами прохожих все еще хрустели осколки челюстей и глазниц. Этот «мусор» никто так и не убрал, все вросло в придорожную землю…

В городе, где с советских пор привыкли к разорению кладбищ и поруганию останков, публика «закалённая».  «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей» – повторил бы здесь известный поэт. Равнодушие измаильских обывателей и местных правителей принесло свои плоды: спустя время безнаказанно были разрыты другие могилы в районе заброшенных тогда храмов, и подростки пугали прохожих, выставляя из-за ветхих заборов черепа, нанизанные на палки. Не они ли сегодня пополнили армию послушных «исполнителей», бездумно выворачивающих экскаватором содержимое могил?

Осенью 2013 года одно из одесских изданий сообщало о самом беспрецедентном случае  разорения измаильской крепости за всю её историю: под видом создания дендропарка экскаватором был срыт целый район этого исторического объекта. Здесь также были разорены остатки старинного церковного кладбища, а хранившиеся под покровом земляных наносов бесценные экспонаты, сотни лет ждавшие историков и археологов, были разворованы или уничтожены ковшом экскаватора. «Призываем органы внутренних дел и прокуратуры обратить внимание на ситуацию в Измаиле и принять экстренные меры по спасению национального достояния!» – призвал тогда неравнодушный одесский журналист.

Как показало время, органы внутренних дел и прокуратура были заняты более важными задачами, и виновных по сей день не привлекли к ответственности.

В древних обществах, не всегда отличавшихся высокой нравственностью, было принято хоронить умерших, даже если это были убитые вражеские солдаты, а не глумиться над останками. Измаилом 21 века правит алчность, варварство и беззаконие. Разорение памятников и поругание человеческого достоинства продолжается.