С тех пор, как в Украине начался массовый исход из общественного транспорта в личный, неотъемлемой частью ежедневных криминальных сводок стали упоминания «пьяных» ДТП. На странице издания «Змiна» профессор Центра политико-правовых реформ Н. Хавронюк поделился с читателями мыслями о том, по каким причинам вождение в нетрезвом виде остаётся неизлечимой общенациональной болезнью.

По его мнению, первым побудителем к нарушению закона является слишком низкий уровень правовой и общей культуры граждан, которому благоприятствует сложившаяся система криминальной юстиции. Автор приводит пример – случай гражданина А. Желепы, который не раз обвинялся в насильственных действиях, в том числе и «на подпитии», но из-за ничем не объяснимой благожелательности судей отделывался лишь мелкими неприятностями. История «дружбы» правосудия и Желепы завершилась предсказуемой трагедией – пьяной аварией под Киевом, в которой погибла супружеская пара и двое детей, а третий ребёнок попал в реанимацию…

Вторая причина – десятилетия поблажек в отношении пьяниц за рулём. «Плати штраф и уезжай». Украина упорно игнорирует положительный опыт других стран, который не ограничивается одними лишь наказаниями. Так, в Германии всякий, кого уличили в пьяном вождении, обязуется посещать специальные курсы и периодически сдавать кровь на анализ. Нарушение этих обязательств повлечёт за собой потерю права на вождение. В некоторых случаях там возможно особое наказание за неисполнение судебных решений.

Третий источник всех зол – широкое распространение в стране алкоголизма и наркомании, сочетающееся с большим числом автомобилей, находящихся в собственности людей, и в частности, в руках злостных пьяниц. Можно по пальцам пересчитать случаи, когда подобных водителей лишали прав на вождение, даже если у них выявляли наркотическую или алкогольную зависимость.

Четвёртая беда – безнаказанность, ставшая «притчей во языцех»: треть пойманных на месте преступления отделалась лёгким испугом, большинство заплатило незначительный штраф, а из каждых 30 обвиняемых лишь один был лишён водительских прав.

«Почему их не наказывали?» – вопрошает Н. Хавронюк. По его словам, некоторые судьи уже стали специалистами по оправданию пьяниц за рулём, а у адвокатов, помогающих им, находится немало аргументов в пользу «невинных жертв». Примеры – истечение срока наказания, отсутствие свидетелей, окончание срока действия свидетельства о государственнй регистрации алкотестера, недостаточность видеозаписи полицейских, заявление обвиняемого суду о том, что протокол был подписан под давлением, заявление о «лёгкости опьянения» – 0,5-0,7 промилле, апеллирующее к соответствующей статье УК; также в ход идёт оправдание тем, что обвиняемый работает водителем и автовождение является его единственным источником существования. Ещё одна «уважительная причина» – инвалидность или наличие болезней у данного лица, из-за которых его семья не сможет обходиться без автомобиля.

Ещё один веский повод для беспокойства – отсутствие у граждан доверия к полиции, которое давно привело к тому, что люди опасаются иметь дело с правоохранителями. «Если увижу пьяного за рулём, не буду звонить полицейским, чтоб не навредить себе» – такое решение принимают многие свидетели дорожных происшествий.