Трудно назвать цивилизацию, которая оказала бы столь существенное влияние на наших восточнославянских предков как Византийская империя. Многие принципы государственного управления, права, христианская религия и, наконец, искусство – лишь часть сфер, доставшихся нам в наследство от Византии, которая просуществовала более тысячи лет.

Византия была образована в 395 г. н. э. в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную. Она просуществовала до падения Константинополя в 1453 г.

Тер­ри­то­рии бо­лее 20 современных стран в раз­ное вре­мя час­тич­но или полностью вхо­ди­ли в со­став Византии, и ви­зантийский пе­ри­од истории – часть их национальной ис­то­рии. Мно­го­об­раз­ным был и эт­нический со­став этой цивилизации (гре­ки со­став­ля­ли не бо­лее по­ло­ви­ны её под­дан­ных, на Бал­ка­нах жи­ли так­же сла­вя­не, вла­хи, ал­бан­цы, в восточных про­вин­ци­ях – ар­мя­не, гру­зи­ны, си­рий­цы, ев­реи, коп­ты и др.). Ве­ду­щая роль среди них при­над­ле­жа­ла гре­кам. Со­хра­няя род­ные язы­ки в сво­ей этнической сре­де, боль­шин­ст­во под­дан­ных-не­гре­ков вла­де­ли греческим язы­ком, ко­то­рый с VII в. сме­нил ла­тин­ский в ка­че­ст­ве государственного язы­ка им­пе­рии.

И хоть большинство исследователей утверждает, что в период наивысшего расцвета граница империи на севере проходила по современному Килийскому гирлу Нижнего Дуная, не включая земли более поздней исторической области Буджак, влияние южного соседа на эту территорию было неоспоримым. Однако среди историков существует и другая версия: хотя византийцы имели номинальный сюзеренитет над регионом междуречья Дуная и Днестра (по крайней мере, на морском берегу) до XIV в., они практически не имели власти над внутренними районами этого региона.

Период существования Византии среди прочего характеризовался достаточно интенсивной миграцией населения. Сообразно этому византийские дипломаты, торговцы и военные пересекали Нижний Дунай с юга на север и вольно или невольно несли свои знания, товары и технологии менее цивилизованным народам – «варварам», как ромеи их называли.

Уже в IV в. воз­ник­ли по­сте­пен­но на­рас­тав­шие раз­ли­чия ме­ж­ду восточной и западной христианскими церк­ва­ми в дог­ма­ти­ке, ор­га­ни­за­ции цер­ков­ных уч­ре­ж­де­ний и обряд­но­сти. Это были первые вехи, которые привели к возникновению в ХI в. православия, т. е. христианства восточного образца.

Тут подробнее хотелось бы сказать о христианском миссионерстве, которое имело место в указанный период на землях Северо-Западного Причерноморья. Так, на сайте измаильского Констатино-Еленинского монастыря «Голос обители» имеется немало информации на эту тему. «Почти на тысячу лет раньше крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, ещё в апостольский век, положено было начало просвещения нашего края светом Евангелия Христова», – говорится во вступлении к теме, посвящённой святым междуречья Дуная и Днестра.

Уже после возникновения Византийской империи священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра и запечатлели своё апостольство мученической смертью в IV в.

Ефрем дошёл до Дуная, многих обратив в христианскую веру, чем также возбудил против себя негодование в большинстве народа, и, наконец, вытерпев много гонений и оскорблений, был по приказанию правителей Византии усечён мечём.

В конце IV в. во времена правления Атанариха со стороны язычников-готов, живших к северо-западу от Понта Эвксинского, начались гонения на христиан. Святой великомученик Никита Готский родился в IV в. в Готии (на восточной стороне реки Дунай, где-то в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во времена царствования Константина Великого. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал Атанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твёрдыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он принял мученическую кончину 15 сентября 372 г. в пределах Томитанской епископии на территории сегодняшней Бессарабии.

Святитель Никита Ремиссианский родился в Дакии. Он был готом или фракийцем, но получил римское образование. Его роль в утверждении Церкви Христовой среди дако-романства обоих берегов Дуная также чрезвычайно велика.

Апостол веры перевёл богослужение на родной язык местного населения, рукоположил им первых священников, на простом и ясном языке оставил много поучений. Эти деяния дали ему полное право именоваться «дунайским апостолом».  Вероятнее всего, кончина св. Никиты последовала не ранее 420 г.

Среди инструментов влияния на ближайших соседей мощнейшего государства Евразии была армия. Большая часть византийских по­гра­нич­ных войск в Европе бы­ла раз­ме­ще­на как раз на южном берегу реки Ду­най, что не могло не оказывать воздействие на северных соседей.

Однако, безусловно, одними из главных орудий влияния Византии на Северо-Западное Причерноморье были экономика (включая торговлю) и культура. Об этом недвусмысленно свидетельствуют археологические находки на территории междуречья Дуная и Днестра – обломки посуды, монеты, образцы оружия и т. д. Среди прочего – византийские артефакты, найденные в античной Тире (территория сегодняшнего Белгорода-Днестровского), а также на северном побережье дельты Дуная.