Умение обернуть недостатки в достоинства, а неудачу в успех – одно из ценнейших качеств как в личной, так и в производственной практике. А время (в смысле возраста) – вообще не только относительная, но и противоречивая категория. Говорят же, что можно даже повернуть время вспять… Повернуть, не повернуть, но свою ценность имеет любой возраст. Знаменитый автор детективов Агата Кристи говорила о преимуществах своего замужества за археологом: чем больше женщине лет, тем больший интерес она у него вызывает. Теплоход – та же женщина. Вспомните, как Высоцкий называл круизный лайнер «белой мадонной». Налёт патриархальности способен придать и судну особый шарм.

Помню своё путешествие по Ладожскому и Онежскому озёрам. Ленинград – Петрозаводск – Кижи – Валаам – Ленинград. Четыре незабываемых дня ранней осени. На дворе 80-е с их конструктивистско-модернистским стилем, а пароход, построенный в ГДР (Германская Демократическая Республика) в начале 50-х, выдержан в стиле сталинского ампира. Колонны с лепниной и роспись на потолке в ресторане, обшитые натуральным деревом панели в каюте, кожаный диван с качалками-подлокотниками и зеркалом в высокой спинке – всё дышит основательностью и добротностью, всё отражает стремление к красоте и комфорту, так характерное для времени уже натерпевшихся лишений, но еще молодых наших матерей и отцов. Этот очаровательный в своей старомодности пароход сам по себе был одним из наиболее впечатляющих моментов того круиза.

Наши еще живые дунайские пассажирские пары – «Волга» и «Днепр», «Украина» и «Молдавия» — построены в Австрии, соответственно, в начале и в конце 70-х годов прошлого века. Они еще не достигли «антикварности», но особенными в силу своего возраста уже стали. Действительно, когда смотришь на сияющие сплошным стеклом колбы современных дунайских лайнеров, понимаешь тех европейцев, которые из года в год совершали дунайский круиз именно на судах нашего пароходства с их открытыми палубами, с ветром в лицо и солнцем в глаза.

А то, что они несовременные?.. Так в этом году закончило свою очередную летнюю навигацию на Балатоне 129-летнее прогулочное судно. Это старейшее плавсредство, перевозящее людей, живущих и отдыхающих на прекрасном венгерском озере. Специализированный портал о судоходстве HAJOZAS.HU о нём сообщает следующее: имеет мотор SKL 98.000 cm3 (здесь венгры ставят три восклицательных знака), издаёт характерный шипящий звук при отплытии и пыхтящий – в движении. Это 250-местный пассажирский пароход 35 метров в длину и мощностью 160 лошадиных сил с винтовым приводом.

Спущен на воду 17 апреля 1891 года в Балатонфюреде и назван Kelén. А в июне вышла на балатонские просторы Helka. Пароходам дали имена пары влюбленных из сказки Андраша Фая „Sió”.

Сто лет назад, в 1920-е годы, оба судна пережили многочисленные реконструкции. И сменили владельца. Не выдержав тяжелых экономических последствий Первой мировой войны, к середине 1920-х годов компания Balatontavi Gőzhajózási RT. пришла в состояние банкротства. Ее акции купили железнодорожные предприятия Magyar Államvasutak и Déli Vasúttársaság. Начиная с 1926 года, фирма действовала под названием Balatoni Hajózási RT., а в наши дни это закрытое акционерное общество Balatoni Hajózási Zrt.

С появлением первых дизельных судов пароходы – в том числе KELÉN и HELKA – тоже приобрели «вид совершенно белых». При этом KELÉN сохранил своё своеобразие и, будучи оснащенным современным двигателем, стал последним носителем традиций классического балатонского судоходства и маневрирования, пишет HAJOZAS.HU.

Выходит, если сделать ставку на традиции, очень даже можно попасть в струю, а на коммерческом языке – в тренд.