Автостанция в Арцизе уже несколько лет не задействована в реализации билетов на автобусные рейсы на внутрирайонных маршрутах и по одесскому направлению. Функция приема денег и обилечивания возложена на самих водителей. Чтобы получить правильно заполненный проездной документ, нужно очень постараться добиться расположения водителя, а иной раз и заплатить больше, чем требуется.

Пассажиры, которые пользуются услугами перевозчиков на таких условиях, подвергаются риску. Ведь если наступит страховой случай, доказать что-либо без заполненного проездного документа на руках, то есть билета, будет практически невозможно.

К сожалению, журналисту Бессарабского медиахолдинга, которая находилась в Арцизе в командировке и рассчитывала на компенсацию стоимости проезда, также не удалось получить билеты ни у водителей, ни на автостанции. Причина – нет лицензированной кассы. Внутри самого здании автовокзала – только камера хранения, диспетчерская, где с горем пополам можно узнать расписание движения автобусов, парикмахерская и небольшой, относительно приличный зал ожидания. А вторую половину здания автостанции занимает кафе «Гермес», где распивают спиртные напитки местные жители. Картина, согласитесь, не из приятных. Из обязательных удобств – туалет – на субъективный взгляд автора статьи достаточно дорогая услуга как для провинциального городка – 4 грн. Для сравнения – в Измаиле пользование туалетом стоит 3 грн.

Как сообщили в городской администрации, на сегодняшний день автостанция работает без лицензии. Инвестор – предприятие «Тэка», получившее еще в 2008 году в собственность здания автостанции, не может нормально вести свою хозяйственную деятельность, так как горсовет отдал землю под зданием коммунальному предприятию «Благоустрій». Причиной сложившихся обстоятельств, по мнению мэрии, являются действия депутатов Арцизского городского совета, которые уже несколько лет подряд блокируют процесс передачи в пользование земельный участок, находящийся под автостанцией, для ООО «Тэка».

В декабре 2014 года инвестор получил шанс на получение земли в виде разрешения на изготовление проекта землеустройства. В следующем году для ООО «Тэка» был разработан соответствующий проект. Но в мае 2016 года депутаты Арцизского городского совета проголосовали за отказ в выделении земельного участка инвестору. Стоит отметить, что неправомерность такого решения горсовета была подтверждена Арцизским районным судом Одесской области и Одесским апелляционным административным судом. Тем не менее, несмотря на решение суда, на очередной сессии Арцизского горсовета, которая состоялась 28 февраля 2017 года, депутатами было принято решение о передаче того самого земельного участка под автостанцией коммунальному предприятию «Благоустрій».

Депутаты Арцизского горсовета посчитали нецелесообразной передачу в частные руки земли, которая является собственностью города и может приносить ему прибыль. Поэтому и не утвердили проект землеустройства по отведению земельного участка в аренду сроком на 49 лет ООО «Тека». Вместо этого на сессии горсовета в 2017 году депутаты внесли предложение создать собственное коммунальное предприятие «Автостанция» на базе уже действующего КП «Благоустрій».

Далее должна была последовать процедура изменения устава ныне существующего коммунального предприятия и государственной регистрации с учетом дополнительных видов деятельности. Следует отметить, что в пользование КП «Благоустрій» перешла территория, на которой происходит высадка/посадка пассажиров.

Как отмечают в мэрии, передача земельного участка в пользование коммунальному предприятию является существенной нагрузкой на местный бюджет. Ведь в отличие от предприятия «Тэка», которое израсходовало немалые средства на благоустройство и содержание автостанции и могло бы пополнять бюджет за счет налогов, коммунальное предприятие будет только требовать финансирования, ничего не отдавая взамен.

Более того, с позиции закона, Арцизский городской совет в таком случае должен будет также возместить инвестору затраты на приобретение и содержание зданий и сооружений автостанции.

По мнению депутатов горсовета, правоустанавливающих и разрешительных документов на земельный участок под зданием и прилегающей территории, на которой происходит высадка/посадка пассажиров, у ООО «Тека» на данный момент не имеется. Последний договор аренды предприятия с городским советом закончился еще в 2015 году. При этом, в 2016 году ООО «Тека» сдала помещение и прилегающую территорию в субаренду ООО «Гарга», что является прямым нарушением действующего законодательства Украины.

Ситуация на данный момент такова: здание автостанции – у коммерческой структуры, а сама стоянка автобусов – во владении города.  Из-за такой конфронтации страдают обычные пассажиры, в особенности те, кого обслуживают перевозчики, осуществляющие рейсы на Одессу. Из-за отсутствия на автостанции касс, имеющих лицензию, водители автобусов действуют на свое усмотрение, самостоятельно устанавливают цены на проезд, скрывают доходы от налогообложения, не выполняют нормативные требования по страхованию пассажиров.

Кто понесет ответственность за такой запутанный клубок нарушений в случае, если потребуется выплачивать компенсации пострадавшим в ДТП с участием перевозчика?