Введение санитарных часов и ограничение количества людей, одновременно пребывающих в отделениях, — не самые серьезные неудобства, с которыми столкнулись клиенты украинских банков после введения карантинных ограничений. Некоторым из тех, кто регулярно пользуется банковскими услугами, повезло еще меньше. В условиях запрета функционирования городских и пригородных маршрутов эти люди просто стали настоящими заложниками своего географического положения.

В конце марта Национальный банк призвал банки всех форм собственности «обеспечить бесперебойную работу центральных офисов, дистанционных каналов обслуживания и контакт-центров, но одновременно перевести взаимодействие с клиентами в онлайн». В это же время некоторые банки, в том числе и государственный «Ощадбанк», приостановили работу части своих отделений. Несложно догадаться, что в коммерческих организациях в период кризиса в первую очередь прекращают свою работу подразделения, приносящие наименьшую прибыль.

Но, напомним, что в данном случае речь идет о национальном банке, имеющем наибольшую территорию присутствия и взявшем на себя обеспечение финансовыми услугами различных слоев населения. Согласно заявлению головы правления «Ощадбанка» Андрея Пышного в связи со сложившейся ситуацией в период карантина не работают точки присутствия банка, находящиеся в закрытых торговых центрах. Также изменения коснулись отделений, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Заметим, что в первом случае правление банка действительно не имеет возможности организовать работу своих отделений до момента открытия вышеуказанных торговых центров. Что касается второго варианта, то здесь возникает несколько вопросов. Какое расстояние между двумя точками по мнению руководства «Ощадбанка» считается «непосредственной близостью»? Умеют ли люди, управляющие одним из самых больших финансовых учреждений страны, пользоваться обычными географическими картами или современными онлайн сервисами для определения этого расстояния? И учитывалось ли как-то при принятии решения о временном закрытии отделений отсутствие транспортного сообщения в пределах городов, районов и областей?

Судя по тому, что привыкшие оплачивать коммунальные платежи, получать зарплаты, пенсии и социальные выплаты в своем районе горожане в настоящий момент вынуждены добираться до немногих работающих отделений на такси или преодолевая пешком довольно большие расстояния, ответы на второй и третий вопрос скорее отрицательные. Но еще сложнее пришлось сельским жителям. В большинстве сел отделение Ощадбанка – единственное учреждение, позволяющее, не выезжая за пределы населенного пункта, производить оплату счетов, переводы денежных средств, снятие наличности. Поэтому неудобства, связанные с его закрытием в момент действия других карантинных ограничений, ощущаются особенно болезненно.

Не исключение из данного правила и село Кирнички, находящееся в 45 километрах от своего районного центра – города Измаил. Здесь у Ощадбанка тоже нет конкуренции, а значит и нет необходимости бороться за своего клиента. И также, как и жители других окрестных сел, кирничане в последние несколько недель были лишены всех возможностей пользоваться банковскими услугами.

В обращении к клиентам, опубликованном на сайте Ощадбанка 16 марта текущего года, пан Андрей Пышный призвал детей и внуков клиентов учреждения помочь своим родным освоить сервис Ощад 24/7, чтобы избавить их от необходимости посещения отделений и соответственно от угрозы заражения короновирусом в очередях. Безусловно, онлайн платежи – это отличный способ экономии времени и средств. Но, к сожалению, диджитализация далеко не всегда применима в условиях сельской глубинки. В Кирничках, как и в других украинских селах, проживает большое количество людей пенсионного возраста, не привыкших использовать современные технологии. Многие из них не только не имеют доступа в современным благам цивилизации, но и не стремятся к ним приобщаться. Услугами интернет связи, которые в селе на сегодняшний день представляют два региональных провайдера, пользуется не больше половины его жителей. В основном это относительно молодые работающие люди. Для одиноких пенсионеров оплата интернета в большинстве случаев является непозволительной роскошью. Поэтому рассчитывать на то, что такие люди будет оплачивать коммунальные и другие необходимые услуги онлайн довольно опрометчиво.

Сложившаяся ситуация привела к многократному возрастанию нагрузки на отделение Укрпочты. Последнее во время карантина тоже ограничило количество находящихся на своей территории посетителей. Так что жителям села пришлось выстраиваться в очередь под дверями заведения. А теперь самое интересное: двери у отделения Ощадбанка и Укрпошты общие. Если быть точнее, отделение Ощадбанка в Кирничках – это подобие небольшого киоска, находящееся в помещении, оставшуюся часть которого занимает отделение национального почтового оператора. Рабочее место сотрудника банка полностью изолировано от посетителей. С клиентами кассир контактирует через маленькое окошко. Оператор Укрпошты работает за полностью открытым столом. У кого из них больше шансов заразиться опасной болезнью, вопрос риторический. Как и вопрос, какая разница слева или справа в помещении будет очередь из трех человек.

Следующая проблема, с которой столкнулись жители Кирничок – отсутствие возможности получения наличных денег. Зарплата всем работникам социальной сферы села перечисляется на карты Ощадбанка. В селе снять деньги со своего счета они могут только в его отделении. Банкоматов в Кирничках нет, да и никогда не было.  В такой же ситуации оказались и те, кто получают различные виды пособий, а также более сотни пенсионеров, в свое время написавшие заявления с просьбой переводить им пенсию на карту соответствующего банка. Если верить утверждениям Минздрава, в условиях карантина наиболее безопасным способом расчета за покупки является безналичный. Казалось бы, люди могут спокойно оплачивать товары и услуги с помощью своих карт. Но здесь, как говорится, есть одно «но»: из более десятка магазинов в селе платежные терминалы есть только в трех.

Излишне говорить, что выехать в город во время карантина, а значит и попасть в отделение любого банка или воспользоваться банкоматом, могут далеко не все. Но руководство Ощадбанка, похоже, проблемы людей не интересуют.

Впрочем, как и проблемы собственных сотрудников. Отделение в Кирничках после длительного перерыва открылось 28 апреля. И сразу же столкнулось не только с наплывом клиентов, но и с неработающим интернетом. Некоторым посетителям по часу, а то и больше пришлось стоять в очереди в ожидании момента появления устойчивого сигнала для проведения кассовой операции. Неполадки в работе интернета – явление, с которым сотрудник Кирничанского отделения Ощадбанка сталкивается в своей работе едва ли не ежедневно на протяжении нескольких лет. Поставщиком данной услуги является провайдер Укртелеком. Заметим, что Ощадбанк является его единственным клиентом в селе. Учитывая, что качество связи Укртелеком даже в больших городах оставляет желать лучшего, можно только представлять все сложности работы кассира, которому приходится в таких условиях обслуживать людей. И удивляться терпеливости клиентов. Последние давно привыкли, что в отделении интернета очень часто попросту нету. Из-за особенностей устройства линий передачи сигнала кассир остается без связи при отключении света в любом из близлежащих сел, таких как Каменка, Суворово и Камышевка. А значит клиентам отделения Ощадбанк в Кирничках приходится ожидать возможности произвести оплату по несколько часов.

Вот так заботится о своих клиентах ведущий национальный банк Украины. С одной стороны современные технологии, с другой – полное непонимание потребностей сельских жителей. И абсолютное безразличие к решению вопросов отделений, не приносящих запланированной прибыли.