С 2020 года указом Президента в Украине ежегодно 19 июня будет отмечаться День фермера. Можно порадоваться за наших фермеров, что с этого года они получили свой профессиональный праздник. В этом году условия для работы фермеров не лучшие – заморозки, засуха… Как удается удержаться на плаву? Журналист Бессарабского медиахолдинга обратилась в сельскохозяйственный обслуживающий кооператив «Гагауз Ери» села Котловина Ренийского района. Предприятие  специализируется на производстве семян пяти сортов лука, а также петрушки, укропа, моркови, щавеля.

Фермер Михаил Цонков встретил журналистов Бессарабского медиахолдинга на поле, расположенном  на границе между Плавнями и Новосельским, где работы начались в четыре утра. Работники кооператива прокладывали систему капельного орошения. И первый наш вопрос был связан с проблемой засухи последних двух лет.

Видео — Наталья Слободяная, Юрий Слободяный.

— Михаил Григорьевич, неоднократно в публикациях об аграрном хозяйстве было заметно сожаление и даже укор относительно уничтоженной оросительной системы, которая могла бы выручить сегодня фермерские хозяйства и многие поля не были бы в таком удручающем состоянии из-за засухи. Как вы считаете, комментарии людей обоснованны?

— Я вам скажу о состоянии нашего озера. Уровень солености усилиями Молдовы повышен в три раза. Оросительная система проложена здесь 45 лет тому назад. Если и осталась оросительная система, её нужно модернизировать и для этого нужны миллионы долларов. Это во-первых. Мы начали поливать капельно и поверху образуется солевой раствор. Во-вторых,  система старая. Не все фермеры в состоянии купить новую. Если мы  даже и купим, её разворуют. При попустительстве прокуратуры и всех других структур ночью выкапывались трубы, проложенные на метр глубины. За ночь километры копали. Сегодня восстановить это невозможно.

Надежда только на благоприятную погоду. При отсутствии дождей все поля будут желтые. На сегодняшний день, если мы выкарабкаемся из этой ситуации, нужен запас прочности на два года. В этом году мы имеем своего рода поучительный урок. Не было такого дня, чтобы пайщики не спросили, что вы нам дадите? За счет фермеров живут люди села. Мы выращиваем пшеницу, горох, кукурузу. Получая свой пай, они держат подсобное хозяйство. Я заметил, что начиная с апреля, в Плавнях стали вырезать крупный рогатый скот, потому что нет сена, соломы, не будет даже отходов подсолнечника. Потом восстановить  поголовье  будет просто невозможно.

-Вы приверженец новых технологий?

— Сеем по-старому, но используем микро- и макроудобрения. Если у итальянцев оборудование для очистки семян стоит пять тысяч евро, то мы используем еще старые корпуса немецкого производства 1984-1985 годов выпуска. У нас нет средств покупать оборудование – это остатки «роскоши» из Европы, которые использовались 10-15 лет назад и были проданы нам. Нам их не догнать по технике. Украинские сеялки — сборка сырая, недоработанная. Американские, бразильские опрыскиватели дают эффект.

— Перспектива фермерства в засушливые годы. Может, надо менять культуры, технологии?

— Я уже много раз говорю, что есть необходимость в смене культур. Мои ребята ездят по Европе, во Франции были и говорят мне, что здесь в нашем регионе нужно заниматься лавандой. И моя цель заниматься этим растением. Хочу в этом году, если турецкое правительство поможет, посадить лаванду. Я провел презентацию для фирмы ТИКА, которая помогает тюркоязычным национальностям. Более 40 минут проходила встреча в Киеве. Проект понравился. Это был самый лучший проект по посадке лаванды. Но помешал карантин. Сейчас представители турецкой фирмы должны приехать и подтвердить наш проект. В Васильевке есть 50 га лаванды. Я планирую начать в этом году с 20 га.  К этому я готовился два-три года: нужно выкопать скважину, готовить цистерны, так как первые два года необходим полив, чтобы растения укоренились. Потом корни растений уходят на глубину 3-4 метра и им уже не страшно. Насущный вопрос для нас — полив. На поливе можем что-то получить.

— Аграрии может сами виноваты, используя для обработки полей химикаты?

— В советское время в землю бросали дуст,  период его расщепления 120 лет. Бросали в землю и об этом никто не говорил.

От высокотоксичных пестицидов гибнут пчелы. Это катастрофическое положение для окружающей природы.

По обмену опытом я был в Польше и во Франции, и там аграрии защищены государством. Когда-то французы предлагали мне работать во Франции. Французы тоже перенимают наш опыт работы. Они такие же фермеры, только они защищены дотациями, зарплатами и ценами.

— Вырубка лесопосадок может быть еще одним фактором появления суховеев и отсутствия достаточных осадков?

-Это катастрофическое положение. Рубят, но никто не сажает. Насущным этот вопрос был ещё семь лет назад. Лесопосадки выполняют важную функцию сбережения влаги.

— Нужно ли учиться на фермера?

— Я сам сельский учитель по специальности – физик-информатик. 13 лет работал в школе и одновременно учился  у агрономов. Фермерством занимаюсь почти 20 лет.

— Есть ли сообщество фермеров, где вы делитесь опытом, перенимаете чей-то другой?

— Есть сообщество чесночников. В Чаплынку, в Херсон на семинары по однозубке чеснока езжу. Туда приезжают по 120 человек. Также семинары по лекарственным травам. Я выращивал мяту, укроп – 40 – 50 тонн, продавал в Сумы, где делали укропную воду, укропное масло, мята перерабатывалась на фиточаи. До 2014 года продукция уходила в Россию. В связи с аннексией Крыма Украина осталась без эфиромасличных культур. И поэтому на сегодняшний день моей целью и задачей остается лаванда.

— В списке необходимых профессий на каком месте находится фермер?

— У нас все профессии хороши. Дело в том, что в любой европейской стране 80% доходов приносит сельское хозяйство. В Украине нет тяжелого и легкого машиностроения. У нас весь доход приносит сельское хозяйство и любой бизнес, который есть в Украине, сводится к сельскому хозяйству. Если  стопорится сельское хозяйство, весь бизнес это почувствует, потому что мы не будем покупать бытовую технику, телевизоры, машины.

Нам государство никогда не помогало и никогда не поможет. Полагаюсь на те фирмы, с которыми я работаю, они кредитуют беспроцентно удобрениями, семенами, гербицидами, деньгами на просапку и всячески нас поддерживают. Благодаря таким семеноводческим фирмам как «Семена Украины», «Яскрава», «Свитязь» и мелким фермам, которые занимаются фасовкой семян, мы живем. Взаиморасчет происходит семенами. Если возникает такая ситуация, что чувствую «тонем» — перечисленные фирмы готовы помочь деньгами на год-два. Они заинтересованы поддержать наше сельское хозяйство и фермеров, в которых видят перспективу. Они кредитуют также других фермеров Украины.

Наше правительство еще в прошлом году думало сделать единую базу производителей и покупателей, чтобы урезать всех посредников. Во время карантина наши фермеры при помощи интернета урезали долю перекупщиков. Мы работаем напрямую с фирмами – это намного легче и дохода больше где-то на 30%.

— Сельские головы, руководители социальных объектов обращаются за помощью к фермерам?

— Обращаются к фермерам садик, школа, селький совет, церковь, просят на ремонт и обустройство. А сейчас фермеры просят у государства и в ответ — ничего. Думаем, что мы подымемся и пойдем дальше.

— Была ли обратная связь, когда вы просили у села и вам пошли навстречу?

— Обращались к народным депутатам, чтобы разровняли дорогу Котловина — Плавни. В ответ: выровняем, если фермеры дадут солярку. Я верю, что дорога когда-то будет, но асфальт у нас не проложится в ближайшее время. Хотя бы загрейдеровать эти дороги. Легче будет ездить. Мы же по пять – шесть раз ездим. Дорога разбитая. Убиваем машины.

В любом случае фермеры стараются подымать имидж села, чтобы люди здесь оставались и трудились.