Кризис и карантин заставили бизнес вплотную заняться повышением своей эффективности. Сокращение расходов, оптимизация персонала, автоматизация бизнес-процессов – далеко не полный перечень мероприятий, позволяющих бизнесу выжить в сложное время. Сегодня во главу угла становятся новые продукты, услуги и каналы продвижения.

Бессарабский медиахолдинг уже публиковал интервью с предпринимателями, в ходе которого каждый из них отвечал на вопросы: «Что нужно делать в кризис для того, чтобы выжить? И чего точно не нужно делать?»

Сегодня мы продолжаем наш опрос. И у нас в гостях снова люди, которые не просто не сдаются в кризис, но и еще ищут возможности для того, чтобы вывести свой бизнес на новый уровень.

Анастасия Данилова, психолог, владелица магазина товаров для новорожденных «Даруночок», Измаил.

Продолжайте делать все, что вы еще можете делать. Используйте для этого все доступные вам способы. Есть возможность что-то делать онлайн? Делайте! Используйте этот период для того, чтобы заняться делами, на которые вам всегда не хватало времени: учитесь чему-то новому, разрабатывайте для своих клиентов новые продукты или услуги. Если у вас есть какие-то финансовые ресурсы, направляйте их на развитие. В противном случае из кризиса вы выйдете с тем же, с чем вы в него вошли. А так у вас есть шанс получить больше. Я вообще убеждена, что самое важное – это не обстоятельства, а то, что человек носит внутри себя. Если у него есть надежда на то, что он сможет удержать бизнес на плаву, то тогда мозг автоматически начинает искать пути выхода из сложившейся ситуации. А когда человек опускает руки, то в таком случае все внутренние ресурсы не используются, а мозг пребывает в так называемом режиме ожидания. Поэтому очень важно следить за своим душевным состоянием, для того чтобы сохранить в первую очередь себя, а уже затем свой бизнес. Выход, даже если его сейчас не видно, всегда есть. И те, кто предпринимает какие-то усилия, частично правильные, частично ошибочные, обязательно в итоге нащупывают тот путь, который выводит их из кризиса. На мой взгляд, самое главное, это идти. Дорогу осилит идущий.

Чего не нужно делать? Не нужно впадать в уныние, не нужно паниковать, не нужно ругать власть, коронавирус, иные внешние обстоятельства. Это все бесполезно. На это только затрачивается наша энергия, но без всякой пользы, а только во вред самим себе. И чем бы человек ни занимался, мне кажется, он всегда должен думать о том, что хорошего он может сделать для других людей даже в таких сложных условиях.

Татьяна Клименко, преподаватель Школы искусств, хозяйка продовольственного магазина, Рени. 

Что делать бизнесу во время кризиса? Подстраиваться под новые условия рынка. Карантин как будто был придумал специально, искусственно, чтобы приучать людей уходить в онлайн. Тут ты либо играешь по новым правилам игры, либо закрываешься. Артисты научились делать онлайн- концерты. Школы – вести онлайн-уроки. Магазины и рестораны ушли в онлайн. В любое время главное – не плакать и не ждать прежние золотые времена, а ДЕЛАТЬ! Делать из того, что есть и то, что можешь. Предприниматель – это человек, который предпринимает, а не ждёт, когда ему скажут «теперь можно, теперь нет кризиса». Он просто берет и делает. Можно было сидеть и плакать что закрыли базар, но можно было открыть онлайн- рынок даже в таком городе, как Рени.

Чего нельзя делать бизнесу? Нельзя стоять на месте. Главное это постоянные действия!

Александр Демиров, хозяин кафе «Солнечная гроздь», Болград.

Что нужно делать, чтобы выжить? Во-первых, забыть все, что было до карантина. Трудно привыкнуть к новой реальности, но жизнь бизнеса уже никогда не будет прежней. Новая клиентоориентированность, новые подходы в организации работы. Мы, например, вообще отказались от меню. Общение решает все. У нас нет и не будет вай-фая, мы хотим, чтобы люди общались, а не «тупили» в смартфонах. Новые подходы к организации работы кухни, персонала в принципе. Реклама — никакой платной, это принцип для меня. Знакомые, соцсети, сарафанное радио.

Что делать не надо? Паниковать, опускать руки и жаловаться!

От автора.

Татьяна и Александр не просто сами сегодня ищут возможности для своего бизнеса, но и помогают в этом другим. В начале апреля этого года, когда в Бессарабии повсеместно закрывались все рынки, в том числе и продовольственные, они стали основателями групп «Рынок онлайн Рени» и «Рынок Болграда онлайн» в Фейсбуке и с тех пор оказывают помощь землякам в продаже их товара в мировой сети. Древняя мудрость гласит: когда тебе плохо, помоги тому, кому еще хуже. Возможно, в этом и есть рецепт успеха тех, кого не испугали ни коронавирус, ни вызванный им кризис.