Измаильский морской порт в первом полугодии сократил экспортную перевалку руды на 30,2% по сравнению соответствующим периодом прошлого года – до 1,19 млн т. Об этом свидетельствуют данные Администрации морских портов Украины, передает gmk.center.

Для порта – это наихудший полугодовой показатель с 2014 года. С тех пор перевалка железорудного сырья через Измаил из года в год только увеличивалась.

Впрочем, спад экспортных железорудных потоков в Измаиле начался еще в 2019 году. Тогда из-за снижения спроса в Европе экспорт ЖРС через морпорт снизился на 13,9% – до 2 млн т.

Тем не менее измаильские портовики в 2019-м смогли выполнить годовой план. Отчасти этому поспособствовал рост перевалки транзитного ЖРС вдвое по сравнению с предыдущим годом – до 245,9 тыс. т.

В нынешнем году пандемия коронавируса усугубила дисбаланс между рынками сбыта железорудного сырья. Во втором квартале спрос на сырье в ЕС сократился еще больше. И главным рынком сбыта для украинских горнорудных компаний стал Китай. Заточенный под европейских потребителей Измаильский порт в полной мере испытал на себе этот дисбаланс.

Входящий поток

По сведениям Главного информационно-вычислительного центра АО «Укрзалізниця», опубликованным на «Порталі відкритих даних», в январе-июне 2020 года на железнодорожную станцию Измаил было поставлено 1,09 млн т железорудного сырья. Это на 46,1% меньше, чем в январе-июне 2019 года.

Главными поставщиками ЖРС на ж/д станцию Измаил являются предприятия, отгружающие ЖРС со станции Золотнишино (Полтавская обл.) и Грековатая (Днепропетровская обл.). С начала года поставки с этих станций на Измаил сократились на 52,3% и 85,7% – до 277,1 тыс. т и 390,4 тыс. т соответственно.

Интересно, что еще по итогам января 2020 года поставки ЖРС на Измаил выросли на 40% по сравнению с январем 2019-го. Но в следующие месяцы нынешнего года наблюдалось падение, которое продолжает нарастать.

В первом квартале объемы поставок руды на станцию Измаил упали на 16,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до 751,8 тыс. т. Во втором квартале падение было более значительным – 69,8%, до 337,2 тыс. т.

По итогам июня основной поток ЖРС в Измаил зашел с ж/д станции Золотнишино – 57,1 тыс. т или 44% от общего объема поставок. Остальные 18,7% со станций Терны (23,5%), Роковатая (17,2%), Грековатая (11,6%) и Днепрорудная (2,9%).

Перспективы порта

В текущих условиях поддержать порт смогут либо быстрая трансформация грузовой базы, либо резкий рост спроса на железорудное сырье в Европе. Последнее маловероятно, учитывая прогнозы для стального сектора ЕС.

В частности, WorldSteel Association прогнозирует спад потребления стали в Европе в этом году на 15,8% – до 133,1 млн т. А значит, и снижение потребности в сырье для его производства. И лишь в 2021 году ассоциация ожидает роста спроса на сталь в ЕС на 10,4% – до 147 млн т.